?

Log in

Обратно | Туда

x_77deb4db

С точки зрения Юнга, есть две противоположные психологические установки: экстравертная и интровертная.

Между прочим, все характеристики, которые Юнг предложил использовать, имею парный характер и внутри этой пары противоположны друг другу.
Это вообще присуще человеку - описывать и понимать мир через пары противоположностей.
Такие пары называют антитетичными, или бинарными оппозициями, или дихотомиями.

Видимо, это заложено в природе человека и в физиологии мозга.
Смотрите, у человека парные органы чувств: глаза, уши, носовые пазухи, руки. Два полушария мозга.
Наверное, и описывать психологические характеристики человека правильно именно  через взаимосвязанные парные понятия.
Это и с точки зрения логики хорошо. Пара противоположностей исчерпывает возможности описания объекта в нужном аспекте.
Хотя в некоторых случаях, когда признак не является существенным, такой подход ничего не дает или уводит в сторону.

В своей книге "Психологические типы"  (1921 г.) Карл Густав Юнг едва ли не больше всего места отвел именно описанию понятий "экстраверсия" и "интроверсия".
Он сделал большой экскурс в историю исследований человека, в котором указал на то, что эти две стороны  человеческой психологии подмечены очень давно.
У меня сложилось впечатление, что именно открытием экстравертной/интроветтной установок он гордился в наибольшей степени.

Можно сказать еще, что понятия "экстраверсии" и "интроверсии" на сегодняшний день являются общепризнанными.
Может быть, именно из-за того, что он обосновал их право на существование большим историческим материалом.
В проблемных сферах науки с результатами не строго организованного наблюдения спорить бывает легче, чем с большим текстовым массивом.

Хочу сразу предупредить, что Юнг был некоторое время учеником и последователем Зигмунда Фрейда.
Его язык, его манера описания психологических феноменов тесно связаны с фрейдистской терминологией.
Я буду этого избегать. Мы почти, а может быть, и совсем не будем говорить о сознательном и бессознательном, либидо и т.д.
Я постараюсь описать представления и понятия Юнга максимально современно и популярно.
Тем более, что это вполне допустимо без потери смысла.

Понятия "экстраверсия" и "интроверсия" описывают отношения между человеком и окружающим миром.
Психологическая установка - это установка человека относительно мира и самого себя.
Если человек открыт миру и воспринимает его максимально непредвзято, непосредственно - он экстраверт.
Если человек смотрит на мир через призму своих привычек, убеждения и правил - он интроверт.

Сформулировать это проще, чем описать.
И легче, чем применить для понимания окружающих людей и самого себя.
Я думаю, вам понятно, почему.
Абсолютно непредвзятого и непосредственного восприятия у людей не бывает.

Любой человек - продукт культуры и собственной биологии.
С момента рождения он имеет определенное физиологическое строение и биологические потребности.
В минимально сознательном возрасте он уже обладает некоторыми знаниями и моделями эмоционального реагирования, полученными от родителей или возникшими в личном опыте.
Ребенок пользуется словами, смысл которых закреплен, и языковыми контекстами, в которых зафиксированы мировоззренческие представления.
От тех или иных культурных посредников - родителей, близких,  воспитателей и нянечек, если таковые имеются, - он получает культурный опыт взаимодействия с теми или иными объектами окружающего мира.
То есть даже ребенок не является чистым листом бумаги. Что же того скуазать о взрослом!
Поэтому четко и полно определить понятия экстраверсии - интроверсии затруднительно.

Юнг делает это при посредстве обращения к субъектно-объектным отношениям.
Человек - субъект, активное начало.
Предметы, явления окружающего мира, другие люди, попавшие в поле зрения и интереса данного человека - объекты.

Эстраверт ориентирован на объект, то есть на то, что в окружающем мире происходит.
На то, как предметы, явления, другие люди себя проявляют.
На то, что они делают, что говорят, как выглядят.

Поведение экстраверта зависимо - он реагирует именно на предметы и людей, а не на свое представление о  них или свое отношение к ним.
Отсюда вытекают некоторые другие свойства этой психологической установки.
Экстраверт положительно, с интересом и радостью, относится к внешнему миру.
Он стремится к контакту с ним.
Он нуждается в постоянном контакте с внешним миром, от которого отталкивается вся его жизнедеятельность.

В отношениях с людьми он общителен.
"Самые важные решения и действия обусловливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами".

Интроверт ориентирован на субъект, то есть на самого себя.
На свои представления, страхи и восторги, мнения и настроения.
В окружающем мире -  в предметах, событиях, людях - он видит только повод подумать или почувствовать нечто свое, ассоциирующееся у него с данными объектами.
Фактически, между интровертом и миром существует некоторая внутренняя, неосязаемая преграда.
Внешняя информация с трудом и не сразу просачивается через этот фильтр, "…между восприятием объекта и его собственным действием вдвигается субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному".

Интроверт с некоторым недоверием относится к окружающему миру и другим людям.
Он не очень любит контактировать, не любит новых людей.
Собственно, вообще не любит ничего нового - ни людей, ни идеи, ни информацию, которая расходится с привычной, освоенной.

Экстраверт лучше чувствует и понимает окружающее.
В том числе самого себя как внешний объект.
То есть ему понятнее, например, все, что связано с его самочувствием, здоровьем.

Потому что он более склонен как к наблюдению, так и к самонаблюдению.

Интроверт лучше чувствует и понимает свои интересы и желания.
Но не может смотреть на себя как на что-то внешнее.

Поэтому не может трезво оценивать себя, свое состояние, свою позицию.

Юнг пишет так:
"Оба типа до такой степени различны и их противоположность настолько бросается в глаза, что наличность их без всяких разъяснений бывает очевидна даже для профана в психологических вопросах, - стоит только раз обратить его внимание на это".

"Всем, конечно, знакомы эти замкнутые, трудно распознаваемые, часто пугливые натуры, представляющие собой самую сильную противоположность людям с открытым, обходительным, часто веселым или по крайней мере приветливым и доступным характером, которые со всеми ладят, а иногда и ссорятся, но во всяком случае стоят в отношении к окружающему их миру, влияют на него и со своей стороны воспринимают его влияние".

В биологическом отношении Юнг попытался связать экстраверсию и интроверсию с адаптационной стратегией организма:
"Природа знает два коренным образом различных варианта адаптации и две обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов: первый путь - это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельного индивида; второй путь - это вооружение индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой плодовитости".
Эта мысль в дальнейшем не получила развития.

Юнг указывает еще на такие свойства двух психологических установок:
"с одной стороны, на особенность экстраверта, состоящую в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедряться во все;
с другой стороны, на тенденцию интроверта обороняться от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение".

Важно, что Юнг связывает экстравертность и интровертность не с культурным воздействием, не с воспитанием, а с предрасположением человека.
Однако физиологические основания психологических установок он не выяснил.

Есть еще один очень важный аспект экстраверсии-интровесии. В человеке присутствуют оба типа установок.
Нет абсолютных экстравертов и абсолютных интровертов.
То есть каждый человек имеет экстравертные и интровертные модели поведения.
Когда мы говорим о том, что этот человек - экстраверт, а этот  - интроверт, мы говорим о том, что одна из типических установок является преобладающей.

***

Примеры интровертов и экстравертов я пока приводить не буду. Сделаем по-другому.
Я назову несколько политиков, артистов и поп-звезд, а вы попытайтесь определить, кто из них интроверт, а кто - экстраверт.
Напишите в комментариях к посту и в двух словах объясните, почему вы так думаете.

Политики: Ельцин, Медведев, Путин, Навальный, Немцов, Ксения Собчак, Валентина Матвиенко, Юлия Тимошенко, Обама, Брежнев, Рейган.

Артисты: Шварценеггер,  Брюс Уиллис, Харрисон Форд, Бред Питт, Анджелина Джоли, Дженифер Энистон.

Звезды: Киркоров, Пугачева, Мадонна, Стинг, Бритни Спирс, Майкл Джексон.

Может быть, это много.
Но не обязательно писать обо всех.
Можете также указать кого-нибудь еще. Того известного человека, который вас интересует.
Отвечать сразу я не буду, но затем сделаю пост с правильными ответами.


Не бойтесь ошибиться.
Как правило, мало кто научается различать экстравертов и интровертов сразу. Даже если дело касается самого себя.


Психотипология/соционика Юнга-Августинавичюте. Как и о чем я буду рассказывать.
Ответы на вопрос по теме экстраверсия-интроверсия. Психотипология/соционика, ч.2.

Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике здесь

Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (я не буду скрывать или удалять эти комментарии).


promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 46
Buy for 10 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…

Комментарии

( 62 комментария — Оставить комментарий )
srlt
27 авг, 2012 18:25 (UTC)
Ну надо же.
tanjand
27 авг, 2012 19:08 (UTC)
Обама, Медведев, Путин, Ельцин - экстраверты.
Немцов, Навальный - интроверты.

Дженифер Энистон - интроверт.
Брюс Уилиис - экстраверт.

Пугачева, Мадонна - экстраверты.
Стинг, Спирс, Майкл Джексон - интроверты.

Как-то так.
vg_saveliev
27 авг, 2012 19:20 (UTC)
Один ученик есть - это уже много. Буду писать для вас.
(без темы) - tanjand - 27 авг, 2012 20:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 27 авг, 2012 20:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolanikola - 27 авг, 2012 19:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 27 авг, 2012 19:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolanikola - 27 авг, 2012 19:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yasledopit - 28 авг, 2012 03:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 10:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yasledopit - 28 авг, 2012 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yasledopit - 28 авг, 2012 16:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 17:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yasledopit - 28 авг, 2012 17:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 17:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yasledopit - 28 авг, 2012 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yasledopit - 28 авг, 2012 19:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 21:07 (UTC) - Развернуть
vg_saveliev
27 авг, 2012 19:39 (UTC)
:) Добрый вечер.
tlkh
27 авг, 2012 19:29 (UTC)
Все публичные личности экстраверты.
(без темы) - tlkh - 28 авг, 2012 09:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 11:07 (UTC) - Развернуть
nicktata
27 авг, 2012 19:45 (UTC)
:))
Как отличить интроверта от экстраверта?
- Очень просто! После дозы алкоголя интроверт говорит гадости о себе, а экстраверт - о других.
vg_saveliev
27 авг, 2012 19:46 (UTC)
Re: :))
Интересное наблюдение.
Но у меня другой опыт выпивания и с теми, и с другими:)
terra_irrornita
27 авг, 2012 19:46 (UTC)
Пожалуй, отпишусь по артистам и певцам. Это для меня проще, ибо политиков не люблю и начинаю раздражаться при их обсуждении.
Шварц. Да назову его так. ИМХО но открытый человек, который в силу положения должен быть закрытым, ибо место бывшего губернатора обязывает. А вообще он обаяш, может очаровать любого. Или любую. Так что скорее всего экстраверт, загнанный в рамки.
Брюс Уиллис. А вот тут скорее интроверт. Ибо, в порочащих его связях, как Шварц, был особо не замечен, с бывшей женой поддерживает до сих пор теплые отношения. Но сдается мне, что это сейчас он скорее интроверт, а вот в юности был экстравертом.
Джоли - типичный экстраверт, все напоказ. Даже интервью ее подтверждают, что она не держит в себе многое. Но она умна, поэтому кое-какие подробности, вполне возможно, скрывает.
Про Энистон сложно что-либо сказать. А это означает лишь одно: она скорее закрытый, мягкий и очень воспитанный человек, который так просто любому встречному-поперечному журналисту о своих проблемах не поведает.

Киркоров, несмотря на публичность и скандалы, скорее интроверт, потому что ИМХО молчит о главном, но мимика и жесты его выдают. Он часто действует ... хм.... как тонкий тролль, стараясь именно в песнях достучаться до Аллы и ее нового супруга Галкина. Был бы экстравертом, давно бы навалял Максиму.

Пугачева - перевоспитавшийся экстраверт. Со временем она поняла, что у большой звезды должна быть большая тайна. Поэтому миру и журналистам она всегда выдает то, что надо в данный момент. не более.

Стинг, мне кажется, интроверт типичный, потому-то его песни оригинальны, но.... большинством не запоминаются. Попробуйте напеть одну из его песен. А? Вот и мне слабо. Это творчество не для масс, не для всех, а только для него самого.

Мадонна - экстраверт. Материальная девушка не стесняется показать зрителям и задницу, и нового любовника. Ее жизнь - почти вся напоказ.Хотя, думаю, это уже сила привычки, чем типичное экстравертирование.

Спирс наполовину экстраверт, наполовину интроверт. Ни то, ни сё. Ну, не Гага, не Гага. Да, бритье черепа было, но с кем не бывает-то!

Джексон, пожалуй, типичный интроверт, о чем говорит его затворничество, все эти Неверленды и дружба с детьми. Это уход от реальности, уход в себя, в счастливое детство, которого у него не было.


Хотя стоит отметить, что доля экстравертизма есть в каждом из вышеперечисленных персонажей, иначе они бы не были такими известными, публичными (!) личностями.

ЗЫ Все это лишь мое видение ситуации и людей, на истину не претендую.
vg_saveliev
27 авг, 2012 19:49 (UTC)
Интересно. Не все верно, но ход рассуждений хороший.
(без темы) - terra_irrornita - 27 авг, 2012 19:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kolanikola - 27 авг, 2012 20:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - terra_irrornita - 27 авг, 2012 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 27 авг, 2012 20:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - terra_irrornita - 28 авг, 2012 05:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 11:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 27 авг, 2012 20:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - terra_irrornita - 28 авг, 2012 05:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 28 авг, 2012 11:01 (UTC) - Развернуть
bjoralb
27 авг, 2012 20:18 (UTC)
не стоит делить людей на белое и чёрное
Не хочу думать за кого то, скажу за себя: во мне есть немножечко здесь и побольше там. Но это не делает меня отдельно взятым экстравертом или интровертом. У человеческой души такая палитра, мама не горюй
vg_saveliev
27 авг, 2012 20:45 (UTC)
Re: не стоит делить людей на белое и чёрное
Если бы вы были внимательны, вы бы заметили, что Юнг об этом говорит. А я его позицию описал.
Речь идет о доминировании одной из установок.
Понять себя бывает гораздо сложнее, чем понять других.
Тем не менее, ваш психотип или интровертгый, или экстравертный. Другое дело, что какие-то ваши реакции могут быть экстравертными, а какие-то - интровертными.
О том, как это распределяется, будет разговор в дальнейшем.
(Удалённый комментарий)
vg_saveliev
27 авг, 2012 20:48 (UTC)
Не все вам удалось, но это пока. Я вам дал слишком мало информации. Важен ход размышлений.
livejournal
27 авг, 2012 20:26 (UTC)
Психотипология Юнга-Августинавичуте. Психологические
Пользователь vsellenaya сослался на вашу запись в «Психотипология Юнга-Августинавичуте. Психологические установки: экстраверсия и интроверсия.» в контексте: [...] у в Психотипология Юнга-Августинавичуте. Психологические установки: экстраверсия и интроверсия. [...]
(без темы) - heckfyyyy - 27 авг, 2012 21:17 (UTC) - Развернуть
eva_maria
28 авг, 2012 19:27 (UTC)
Касательно вопроса про звёзд, - я думаю, все они экстраверты, иначе не были бы так популярны.
vg_saveliev
28 авг, 2012 19:53 (UTC)
Нет, не обязательно. Очень много звезд и публичных людей - интроверты.
gp_uhov
29 авг, 2012 07:30 (UTC)
Ленин экстраверт.
Сталин интроверт.
Хрущев экстраверт.
Брежнев, Андропов, Черненко - интроверты.
Горбачев, Ельцин - экстраверты.
Путин, Медведев - интроверты.
vg_saveliev
29 авг, 2012 10:36 (UTC)
Пока не все правильно.
krestnikova
29 авг, 2012 11:52 (UTC)
Да, знаем мы, кто такие экстраверты и интроверты!
И что Юнг был учеником Зигмунда Фрейда тоже. С лёту так каждого не назовёшь, но уж о себе-то все знают, наверное. А, вообще, достаточно пообщаться с человеком пару минут - и становится понятно. Например, большинство моих знакомых женщин, подруг - абсолютно точно экстраверты. Они постоянно болтают, без умолку. Во всём им нужен слушатель, зритель, а наедине самой с собой им неинтересно. И даже бывает мучительно. А я вот точно не экстраверт.

Edited at 2012-08-29 11:56 (UTC)
oleg_doren
2 сент, 2012 13:22 (UTC)
Вставлю свои пять копеек.
Вычислять политиков дело неблагодарное.
Артисты: Шварц - экстраверт, Брюс - интраверт, Питт - интраверт, Джолли похоже экстраверт, Энистон скорее интраверт, хотя не уверен.
Пугачева, Джексон - экстраверты, Мадонна, Стинг - интраверты.
Про сказанных звезд уверен на 99,9 процентов )
Про остальных или не уверен или не знаю.
vg_saveliev
2 сент, 2012 14:28 (UTC)
Звезды тоже вам не вполне дались. Нужно заниматься.
(без темы) - oleg_doren - 2 сент, 2012 16:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 2 сент, 2012 16:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oleg_doren - 2 сент, 2012 16:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 2 сент, 2012 16:57 (UTC) - Развернуть
spartak_gomel
14 янв, 2013 17:37 (UTC)
Первое впечатление
Я не специалист по теме поста. Не психолог, не социолог, не ..., не изучал работы Юнга и т.д.
Осмелюсь высказать некоторые мысли , посетившие после прочтения этого поста.
Юнг физиологическую базу и не мог подвести, он ведь не специалист в этой области. Юнг наблюдатель. Привязывающий практические наблюдения к собственным умозаключениям. Т.е. имеются факты, а между ними рассуждения на тему. Для его времени это очень хорошие рассуждения, на мой взгляд. Собственно. неточные науки на том и стоят.
Чтобы разобраться в вопросе человека (любом вопросе ). надо , на мой взгляд, как минимум, знать( ну, хотя бы иметь представления о дростижении наук в познании человека) что есть человек. И отсюда отталкиваться, т.е. плясать от печки. Ибо возможности нашей фантазии огромны, но нам ведь важно приближение к истине. не так ли?
Человек это эволюционный объект ( моё воззрение, как человека , имеющего базовое биологическое образование, хотя и давнее). Как и всё остальное вокруг нас, начиная от кварка( или что там меньше всего на сегодняшний день?) и до ... Мирозздания( всё что есть). Т.е. человек, в этом плане, как и любое сложное образование,. например, дерево или Солнце, так и более простое ( любой электрон и т.д) образование ничем от других образований не отличается ( состоит из материальных объектов, эволюционно возник-развивается и т.д.).
Без этого двигаться далее бессмысленно. Это первое.
Второе. Если , предположение один верно, то из него вытекает то, что человек эволюционно включает-продолжает все объекты стоящие до него на эволюционном луче. И, следовательно, всё, что в человекке является фундаментальным, есть у других объектов этого эволюционного луча( базово).
Отсюда, что такое экстравертость-интравертность? Это стадии индивидуального человеческого развития.
Новорождённый не чистый лист, с одной стороны. В нём, есть генетическая программа развития. однако, человек, как живой, обладает ещё и способностью опытной адаптациик условиям среды. Более того, как одно из высших животных, эти опытно-адаптационные способности очень развиты( по сравнению с другими живыми объектами).
Экстравертность и интравертность не типы людей. Это пределы адаптационного поведения. В этой плоскости .
Жизнь человека изначально в этой плоскости можно представить как луч. Точка рождения и бесконечная (относительно) возможность приобретения знаний-опыта и т.п.
В конечном результате этот луч . по факту, можно определить как отрезок. У развных людей он разгной длинны, но начало у всех людей одинаково, одно и то же ( утрируя в некоторой степени).
Т.е. в этом плане, опыто-адаптационном, человек есть самый настоящий чистый лист.
Ещё одно. Этот луч не просто луч, а луч в плоскости ( да простят меня математики), т.е. если плоскость луча поставить вертикально, то мы получим картину, под названием диаграмма. Где отражаются все решения-поступки человека в течение его жизни. И вот здесь чётко видно будет, что нет чистых экставертов и интравертов ( прав автор и Юнг). А есть разная адаптационная реакция человека на разные ...м-м-м...раздражители. И , конечно, будет эта диаграмма смещена либо в одну сторону. т.е. пики высокие (экстраверты), или в другую, пики низкие ( интраверты).
Что, как, и почему ответят нам физиологи. Возможно скоро ( сто лет).
Всё, что связано с человеком , это чистой воды физиология в первую очередь.
Ну а пока физиологи успешно делают первые шаги в этом направлении можно поизгаляться в фантазиях по увязывании фактов между собою. Что в прошлом веке и делал Юнг.
сразу напишу, что дело это, на мой взгляд, полезное и нужное. Во-всяком случае человекам.:)

По заданию. Чтобы отнести кого-то в какую-то категорию, необходимо иметь достаточный фактологический материал. Что мы знаем о поступках ельцина, Пугачёвой и пр.? Ничего. Мы знаем много фантазий других людей на эту тему и не более. Поэтому данное здание невыполнимо.
Извините, если чего напутал . Дилетант.
nikitasun
24 май, 2013 21:52 (UTC)
Майкл Джексон - Есь. Остальные все экстраверты.
( 62 комментария — Оставить комментарий )

Профиль

vg_saveliev
Валерий Савельев
http://vg-saveliev.ru

Наука - как искусство. Тоже требует жертв. И средств, увы!









Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel