?

Log in

Обратно | Туда

nb_sculpture_rodin_the_thinker_18801906_musee_rodin_garden

Экстравертный мыслительный тип:

- …если индивид исполняет свое жизненное дело, руководствуясь главным образом головным рассуждением так, что все сколько-нибудь важные поступки проистекают из интеллектуально помысленных мотивов или, по крайней мере, по тенденции своей, должны были бы вытекать из них, то речь идет о мыслительном типе.

- это будет человек, который - конечно, лишь постольку, поскольку он представляет собой чистый тип, - имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов, в конечном счете ориентирующихся по объективно данному, или по объективным фактам, или по общезначимым идеям.

- В практическом мышлении купца, техника, естествоиспытателя - направление на объект сразу видно. Мышление же философа может вызвать сомнение, когда направление его мыслей имеет целью идеи. Если… такие идеи также принадлежат к категории объективных данностей… такое мышление тоже должно быть названо экстравертным.


- Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Этой формулой измеряется добро и зло, ею определяется прекрасное и уродливое. Верно все то, что соответствует этой формуле, неверно то, что ей противоречит, и случайно то, что безразлично проходит мимо нее.
Так как эта формула является соответствующей мировому смыслу, то она становится и мировым законом, который всегда и повсюду должен осуществляться как в единичностях, так и в общем.

Подобно тому как экстравертный мыслительный тип подчиняется своей формуле, так должна подчиняться ей и окружающая его среда, для ее собственного блага, ибо тот, кто этого не делает, тот не прав, он противится мировому закону, и поэтому он неразумен, неморален и бессовестен.

Мораль экстравертного мыслительного типа запрещает ему допускать исключения, так как его идеал должен при всех обстоятельствах становиться действительностью, ибо он представляется ему чистейшей формулой объективной фактической реальности, и потому он должен быть и общезначимой истиной, необходимой для блага человечества. И это не из любви к ближнему, а с высшей точки зрения справедливости и правды.

Все, что он в своей собственной природе воспринимает как противоречащее этой формуле, есть лишь несовершенство, случайный недочет, который при первой же возможности будет искоренен, или если это не удается, то такое явление признается болезненным.

- Большую роль играют такие выражения, как: «собственно говоря», «следовало бы» или «нужно было бы».

- Если формула достаточно широка, то этот тип может сыграть в общественной жизни чрезвычайно полезную роль в качестве реформатора, публичного обвинителя и очистителя совести или же пропагандиста важных новшеств.

Но чем уже формула, тем скорее этот тип превращается в брюзгу, рассудочника и самодовольного критика, который хотел бы втиснуть себя и других в какую-нибудь схему.

- Мышление экстравертного мыслительного типа позитивно, то есть оно продуктивно.

Оно ведет или к новым фактам, или к общим концепциям разрозненного опытного материала.

-
Обычно его суждение синтетическое. Даже если оно разлагает, оно все же строит, ибо оно всегда или выходит за пределы разложения к новому соединению, к иной концепции, по-иному соединяющей разложенное, или оно присоединяет к данному материалу что-нибудь дальнейшее.

- У человека этого типа в первую очередь подвергнутся подавлению все зависящие от чувства жизненные формы, как, например, эстетические занятия, вкус, художественное понимание, культ дружбы и т. д. Иррациональные формы, как-то: религиозный опыт, страсти и тому подобное - бывают нередко удалены до полной бессознательности.

Эти при известных обстоятельствах чрезвычайно важные жизненные формы влачат по большей части бессознательное существование.

Бывают, правда, исключительные люди, которые могут всю свою жизнь принести в жертву одной определенной формуле, однако большинство не в состоянии длительно жить в такой исключительности. Рано или поздно, смотря по внешним обстоятельствам и внутреннему предрасположению, вытесненные интеллектуальной установкой жизненные формы косвенно обнаружатся через нарушение сознательного образа жизни. Если это нарушение доходит до значительной степени, то начинают говорить о неврозе.

- Экстравертное мышление благодаря усиленной детерминированности объектом подчинено объективно данному… оно, с одной стороны, совсем теряется в единичном опыте, создает накопление непереваренного эмпирического материала.

Но если мышление привязано главным образом не столько к внешним фактам, сколько к традиционной идее, то в виде компенсации скудности такой мысли появляется тем более внушительное нагромождение фактов, которые односторонне группируются согласно сравнительно-ограниченной и бесплодной точке зрения, причем обычно совершенно утрачиваются более ценные и богатые содержанием аспекты вещей.

Головокружительное обилие современной, так называемой научной литературы обязано своим существованием - в высокой, к сожалению, степени - именно такому ложному ориентированию.

- Ни одна функция не может быть совершенно выключена; каждая может быть только в значительной степени искажена.

Поскольку чувства (у мыслительного типа - vg_saveliev) поддаются произвольному оформлению и подчинению, они должны поддерживать интеллектуальную установку сознания и приспособляться к ее намерениям. Однако это возможно лишь до известной степени; одна часть чувства остается непокорной, и поэтому ее приходится подвергнуть вытеснению.

Если вытеснение удается, то чувство исчезает из сознания и развивает тогда под порогом сознания деятельность, противоборствующую сознательным намерениям и, при известных обстоятельствах, достигающую таких эффектов, происхождение которых представляется для индивида полной загадкой.

Так, например, сознательный (зачастую необычный) альтруизм пересекается тайным и скрытым от самого индивида себялюбием, которое накладывает печать своекорыстия на бескорыстные по существу поступки.

Чистые этические намерения могут привести индивида к критическим положениям, в которых является более чем вероятным, что решающие мотивы суть не этические, а совсем другие.

Таковы, например, добровольные спасители или блюстители нравов, которые вдруг сами оказываются нуждающимися во спасении или скомпрометированными. Их намерение спасать заставляет их прибегать к таким средствам, которые способны повести именно к тому, чего хотелось бы избежать.

Есть экстравертные идеалисты, которые так стараются над осуществлением своего идеала для блага человечества, что сами не боятся даже лжи и других нечестных средств. В науке имеется несколько щекотливых примеров, когда высокозаслуженные ученые, движимые глубочайшим убеждением в истине и общезначимости своей формулы, создавали подложные доказательства в пользу своего идеала.

- Присущая этому типу неполноценность чувства выражается еще иным способом. Сознательная установка, согласно преобладающей предметной формуле, является более или менее неличной часто до такой степени, что личные интересы сильно страдают от этого. Если сознательная установка оказывается крайней, то все личные соображения отпадают - даже забота о своей собственной личности.

Обнаруживается пренебрежение к своему собственному здоровью, общественное положение приходит в упадок, самые жизненные интересы собственной семьи подвергаются часто насилию и терпят ущерб в смысле здоровья, денег и морали - и все это во имя идеала.

Неизменно страдает личное участие к другому человеку, если только этот другой случайно не является ревнителем той же формулы.

Поэтому нередко бывает так, что более тесный семейный круг, в особенности, например, собственные дети, знает такого отца только как жестокого тирана, тогда как в широком кругу разносится слава о его человеколюбии.

…чувства… отличаются чрезвычайной личной чувствительностью и вызывают некоторые тайные предубеждения, в особенности известную готовность превратно истолковывать объективную оппозицию против формулы как личное недоброжелательство или же всегда делать отрицательное предположение о качествах других лиц для того, чтобы заранее обессиливать их аргументы, конечно ради защиты своей собственной чувствительности.

Бессознательная чувствительность часто влияет на тон разговора, делая его резким, заостренным, агрессивным.

Часто встречаются инсинуации.

Чувства приобретают характер чего-то добавочного и догоняющего, как это и соответствует подчиненной (неполноценной) функции. Это ведет к ярко выраженной наклонности злопамятствовать.

Насколько широк размах индивидуального самопожертвования ради интеллектуальной цели, настолько мелочны, подозрительны, капризны и консервативны бывают чувства. Все новое, что не содержится уже в формуле, рассматривается сквозь дымку бессознательной ненависти и обсуждается соответственно с этим. В середине прошлого столетия случилось так, что славившийся своим человеколюбием врач пригрозил прогнать своего ассистента за то, что последний пользовался термометром, ибо формула гласила: лихорадка узнается по пульсу. Таких случаев, как известно, множество.


- …если сознательный примат принадлежит в сколько-нибудь высокой степени не мышлению, а другой функции, то мышление принимает негативный характер, поскольку оно вообще еще сознательно и не находится в прямой зависимости от доминирующей (ведущей) функции. …Наблюдение и исследование этого мышления трудно, потому что в конкретном случае оно всегда бывает более или менее вытеснено установкой сознания. Поэтому в большинстве случаев его приходится извлекать из задних планов сознания, если оно как-нибудь случайно, в момент отпавшего надзора, само не всплывает на поверхность.
…Мышление, которое, таким образом, выманивается на поверхность сознания, имеет характерные свойства, в силу которых я и называю его негативным. …Прежде всего оно имеет тенденцию сводить предмет своего суждения к какой-нибудь банальности и лишать его собственного, самостоятельного значения. Это делается так, что предмет изображается зависящим от какой-нибудь другой, банальной вещи.

Если, например, между двумя мужчинами возникает какой-либо, по-видимому, предметный конфликт, то негативное мышление говорит: «Cherchez la femme».
Если человек защищает или пропагандирует какое-нибудь дело, то негативное мышление спрашивает не о значении самого дела, а о том, сколько это ему приносит дохода.
Приписанные Молешотту слова: «Человек есть то, что он ест» тоже относятся к этой категории, так же как и множество других изречений, которые мне нет надобности приводить дословно. Разрушительный характер такого мышления, равно как иногда и ограниченная полезность его, не требует, конечно, дальнейших объяснении.

- Однако есть еще иной вид негативного мышления, …а именно мышление теософическое, которое ныне быстро распространяется во всех частях света, быть может, в виде реакции против материализма непосредственно предшествовавшей эпохи. Теософическое мышление, по-видимому, совсем не редуктивно, но возводит все же к трансцендентным и мирообъемлющим идеям.
Например, сновидение не есть просто скромное сновидение, а переживание в «иной плоскости».
Необъяснимый еще факт телепатии объясняется очень просто: «вибрациями», идущими от одного человека к другому.
Обыкновенное нервное расстройство объясняется очень просто тем, что недомогает астральное тело.
Некоторые антропологические особенности жителей Атлантического побережья легко объясняются гибелью Атлантиды и т. д.
Стоит только открыть теософскую книгу, чтобы задохнуться от сознания, что все уже объяснено и что «духовная наука» не оставила вообще никаких загадок.
В сущности, такого рода мышление столь же негативно, как и мышление материалистическое. Если это последнее истолковывает психологические процессы как химические изменения в ганглиозных клетках, или как выпускание и втягивание клеточных отростков, или же как внутреннюю секрецию, то такое понимание совершенно столь же суеверно, как и теософия.
Единственное различие заключается в том, что материализм сводит все к понятной нам физиологии, тогда как теософия возводит все к понятиям индусской метафизики.
Если свести сновидение к переполненному желудку, то ведь сновидение этим не объяснено, и если телепатию объяснить «вибрациями», то и этим тоже ничего не сказано. Ибо что такое «вибрация»?

Оба способа объяснения не только бессильны, но и разрушительны, ибо они мешают серьезному исследованию проблемы тем, что они посредством мнимого объяснения отвлекают интерес от самого предмета и направляют его в первом случае на желудок, а во втором - на воображаемые вибрации.

Оба вида мышления бесплодны и стерилизующи. Негативная особенность этого мышления происходит оттого, что это мышление столь неописуемо дешево, то есть бедно производительной и творческой энергией.
Это мышление тянется на буксире за другими функциями.





Buy for 20 tokens
Все видели, как у Обамы на глаза навернулись слезы, когда он уходил с поста президента? Оно и понятно – он достиг всего, о чем мог мечтать. Большего ему уже не достичь. Молодой мужик подошел в завершение своей карьеры, дальше дела пенсионные – писательская деятельность, лекции,…

Комментарии

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
elenaanufrieva
2 дек, 2012 11:55 (UTC)
вот для меня подобное приведённому в конце примеру - идиотизм...
vg_saveliev
2 дек, 2012 12:15 (UTC)
Что вам не понравилось?
elenaanufrieva
2 дек, 2012 12:32 (UTC)
для меня, как для человека, идиотизм - вот так выгонять ассисента...то есть, уметь-то определять должен, но естьтермометр - пользуйся термометром.

у меня поломалась малютка, стираю руками...если вдруг с неба свалится стиральная машина-автомат - я должна отказаться и стирать только руками? - конечно, нет.
То есть, уметь нужно многое и никогда невредно научиться...но действовать нужно по обстоятельствам.
vg_saveliev
2 дек, 2012 12:59 (UTC)
Ну, Юнг ведь не написал, что это праивльная модель поведения. Он, напротив, считает, что до такой крайности мыслительному типу лучше не доходить.
Проблема в том, что этот процесс сам человек не всегда может контролировать.
elenaanufrieva
3 дек, 2012 02:52 (UTC)
я думаю, если человек не учитывает все обстоятельства, то это как бы и не мыслительно.
vg_saveliev
3 дек, 2012 03:07 (UTC)
Знаете, мылительный тип не означает, что этот человек мудрый. Это не означает даже, что он умный. Просто его психические процессы ориентированы на мышление, а не на чувства.
Для того, чтобы мыслить праивльно, нужная не только верная форма мышления. Нужны еще и правильные исходные знания. А они есть не всегда.
Не только отдельные люди много чего не знают. Все человечество пока на многие вопросы ответа не имеет.

Edited at 2012-12-03 03:08 (UTC)
elenaanufrieva
3 дек, 2012 03:16 (UTC)
причём здесь ответы...половина человечества не имеет вопросов - это куда хуже.
gp_uhov
2 дек, 2012 12:15 (UTC)
Мышление же философа может вызвать сомнение, когда направление его мыслей имеет целью идеи. Если… такие идеи также принадлежат к категории объективных данностей… такое мышление тоже должно быть названо экстравертным

Но (в предыдущем посте):

Я считаю, что интровертное мышление - это то, которое ориентируется на объективные идеи, то есть накопленные людьми абстрактные знания и практические навыки

Какая же разница между интровертным и экстравертно-мыслительным типами?
vg_saveliev
2 дек, 2012 12:21 (UTC)
Вы читали невнимательно:)
zvoonn
2 дек, 2012 21:52 (UTC)
Наверное человек не может быть исключительно только экстравертом или интровертом. В нас таки есть помимо тушки с ее разумом (вполне так экставертированным) и Нечто другое. Не суть , как назовем, Душа или Бессознательное, но оно всегда интроверт.

И так должно быть, мне так думается.
Земля обязывает.)
Очень хорошо, если "интро" влияет на "экстра", а не наоборот.
А может ли быть это "наоборот"?
И да, это ничего , что я тут вмешалась в ваши уроки, притом с середины?
Но я совсем недавно Вас зафрендила.((
vg_saveliev
3 дек, 2012 02:56 (UTC)
Если вам интересна тема, то, конечно, нужно читать сначала. Потому что вы спрашиваете о том, о чем я уже писал.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

vg_saveliev
Валерий Савельев
http://vg-saveliev.ru

Наука - как искусство. Тоже требует жертв. И средств, увы!









Январь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel