?

Log in

No account? Create an account

Обратно | Туда

mozg

Находки Аугустинавичюте

В согласии с ясно выраженным мнением читателей соционику А. Аугустинавичюте мы оставляем.
Может быть, до лучших времен. А может быть, окончательно.

Но кое-что из нее мы берем собой, в мир правильной психотипологии:
1. Идею воспринимающей роли первой и творческой роли второй функций в психологическом комплексе (блоке).
2. Наглядные имена 16 психотипов - Штирлица, Жукова, Есенина и т.д.
3. Идею типичных отношений между психотипами - интертипных отношений.
4. Названия этих отношений, всего 16:
1) полное дополнение (дуальные),
2) неполное дополнение,
3) полная противоположность,
4) миражные,
5) активация,
6) параллельные (квазитождества),
7) социального заказа в положении заказчика,
8) социального заказа в положении подзаказного,
9) зеркальные,
10) конфликтные (квазидополнения),
11) социального контроля (ревизии) в положении контролера (ревизора),
12) социального контроля (ревизии) в положении подконтрольного (подревизного),
13) тождества,
14) родственные,
15) суперэго,
16) деловые.
4. Значки для отображения функций в разных психологических установках и значковые модели психотипов.
Вот, пожалуй, и все (список будем пока считать предварительным, возможно, я что-то забыл; если напомните, и это покажется мне важным, - добавлю).


Новый взгляд на психологические функции

Центральный вопрос психотипологии - правильное понимание того, что Юнг назвал психологическими функциями, а Аугустинавичюте - элементами информационного метаболизма.
И Юнг, и Аугустинавичюте совершили одну фундаментальную ошибку. Она сразу обрекала все предприятие на неуспех.
Однако Юнгу избежать этого было в самом деле затруднительно. В то время как Аугустинавичюте просто пошла по ложному пути.

Психика человека во времена Карла Густава Юнга представлялась "черным ящиком".
Есть информация на входе.
Есть продукты психической деятельности, психические явления на выходе.
Что происходит внутри, как организовано внутренне устройство черного ящика, какие в нем есть отделы и полочки - неизвестно.
И практически нет никаких инструментов для того, чтобы это установить.

Те, кто связывал психическую деятельность с мозгом, пытались описать его архитектуру.
Но у них получались достаточно наивные описания.
Это сегодня мы знаем о зонах мозга и их работе достаточно много. Хотя далеко не все.
Юнг такого материала в своем распоряжении не имел.
Единственное, что он мог сделать - это как-то разобраться с психическими явлениями, систематизировать их.
И он это сделал!
Как вы помните, он отбросил такие явления, как внимание, волю и память, сочтя их второстепенными. То есть такими, которые не определяют сущностные особенности психической организации человека.
И оставил две пары противоположностей:
1) рациональную, мышление/эмоции, которая говорит нам о том, как человек судит об окружающем мире;
2) иррациональную, ощущения/интуицию, которая говорит нам о том, как человек воспринимает окружающий мир.

Аугустинавичюте, в распоряжении которой уже, кажется, могли быть достаточно обширные сведения о строении мозга, его отделах, предпочла искать основание психологическим функциям в самой Природе Мира. Такой очень широкий общефилософский подход.
Получилось у нее так:
- с точки зрения классической механики в мире есть пространство и время;
- с точки зрения гуманитарных наук люди производят логические и этические суждения и действия;
- психика человека приспособлена для того, чтобы воспринимать пространство, время, этику и логику.

Такая широкая обрисовка вполне допустима в начальной стадии исследования.
Особенно тогда, когда изучаемая область еще не была выделена учеными как предмет самостоятельной науки.
Но сегодня это слишком общо, слишком!

Аугустинавичюте вообще демонстрирует довольно наивный методологический редукционизм.
Как это у нее заявлено: "…в основе восприятия и мышления человека, как и в основе функционирования и развития общества, лежат законы физики".
Следование этому принципу позволило Аугустинавичюте провести смешную эвристическую аналогию между психикой человека и двигателем внутреннего сгорания.

Еще раз, внимательно, медленно: психика человека подобна двигателю внутреннего сгорания!

Понимаете, даже если возможна, правомерна ориентация на физику, то почему нужно было ориентироваться на принципы классической, ньютоновской физики? Сейчас ведь известна их ограниченность.
Почему Аугустинавичюте не выбрала в качестве ориентира законы новой, квантовой физики?
Чему тогда должна была бы быть уподоблена психика человека?
Электрону? Адронному коллайдеру?

Что интересно, Аушра Аугустинавичюте окончила советский вуз. И обязательно должна была изучать диамат.
В советской философии о строении материального Мира говорилось достаточно определенно (притом, что существование какого-либо другого не признавалось).
Есть уровни организации материи.
Соответственно, есть уровень организации материи, который подчиняется законам классической механики.
Есть уровень биологических законов.
Есть уровни психический и социальный.
И все они несводимы друг к другу.
Существо биологических процессов определяет не закон всемирного тяготения.
Ими управляют законы функционирования клеток, тканей, органов и их систем, а также организма, приспосабливающегося к биологической среде.
Психические законы не сводимы к биологическим и не подобны им.
То же самое - законы социальные.
В общем, редукционизм, особенно такой прямолинейный, сегодня можно рассматривать только как недоразумение.

Аугустинавичюте погубили слова.
Она запуталась со смысловыми оттенками и смысловой разнонаправленностью, встречающейся в рамках одного слова.
Например, слово "чувство" в обычном словоупотреблении относимо и к эмоциональной жизни, и к интуитивному восприятию.
А слово "физика" указывает не только собственно на науку физику, но еще и на некую область знания, противоположную гуманитарной.
Правда, подобная дихотомия давно обозначается как разница наук естественных и гуманитарных.
Однако есть и вполне распространенное, технарское, давно ставшее чуть ли не бытовым, противопоставление физиков и лириков.


Итак, и основоположник развернутой научной типологии здоровой психики Юнг, и основательница психотипологической школы соционики Аугустинавичюте совершили одну фундаментальную ошибку.
Собственно, совершил ее Юнг. Аугустинавичюте - прозевала.
Они отнесли все ощущения человека к области одной психической функции, которую Юнг назвал функцией ощущения, а Аугустинавичюте переименовала в функцию сенсорики.
Так все органы чувств, все каналы человеческого восприятия мира были фактически исключены из сферы дальнейшего анализа.
Психическая функция превратилась в нечто, не связанное с работой органов чувств.
Ведь если к органам чувств привязана только одна функция, значит, связь функций с органами чувств не является существенной для их описания.
Или, проще говоря, органы чувства - отдельно, психологические функции - отдельно.

Сегодня нам известно - мозг имеет отделы, зоны.
Они привязаны к информации, получаемой при помощи конкретных органов чувств.
Есть зоны слуховая, моторная, зрительная, речевая и другие.
Связать эту материальную сторону деятельности мозга с психической деятельностью можно только одним способом. И довольно красиво.
Допустим, что:
1. Зоны мозга связаны с обработкой информации, получаемой при помощи отдельных органов чувств.
2. Психическая деятельность разделена соответственно отделам мозга и органам чувств. Это разделение гениально заметил и отобразил Карл Густав Юнг при помощи понятий психологических функций.
3. Через органы чувств поступает информация четырех типов - для мышления, для эмоций, для интуиции и для чего-то наиболее "ощутительного", дающего наиболее яркие и существенные ощущения, с точки зрения Юнга.
5. Эта информация обрабатывается соответствующими центрами мозга и, каким-то образом, мозгом в целом.
6. На выходе мы имеет определенные действия человека - манипулирование предметами и частями своего тела; звуки; телесные действия типа питания, дахания; речь и др.

Тогда задача первого этапа очевидна - определить, какие ощущения, какие органы чувств и отделы мозга обеспечивают работу конкретных психических функций - мышления, чувства, интуиции и той, которую Юнг назвал собственно "ощущением".

Однако прошу учесть:
1) Мы не будем вдаваться в психофизиологические детали и подробности, подход будет описан в самом общем виде.
2) До тех пор, пока нет строгого экспериментального подтверждения этих идей, договоримся считать их гипотезой.
3) Моя модель делает возможным ее прямое экспериментальное доказательство, что фактически невозможно для психотипологии Юнга и для соционики Аугустинавичюте.



Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.2. Органы чувств как источник психической информации.

Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).

Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике







promo vg_saveliev январь 10, 2016 17:00 55
Buy for 100 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…

Комментарии

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
syri_kr
18 апр, 2013 17:06 (UTC)
А почему вам по этому вопросу не обратиться к нейропсихологии. В ее рамках разработана стройная теория.
vg_saveliev
18 апр, 2013 17:12 (UTC)
Вы не беспокойтесь, у вас будет возможность сравнить.
Теорий много, истина - одна.
syri_kr
18 апр, 2013 17:47 (UTC)
Да я и не беспокоюсь. С работой мозга, мне как раз все более или менее понятно. Зачем писать "Допустим, что:" - если эти вопросы хорошо изучены в нейропсихологии. Зачем изобретать велосипед. Понятие нейропсихологического фактора объясняет многое, кроме того, его принцип можно прекрасно приложить и к социологии.
tanjand
19 апр, 2013 14:09 (UTC)
А нейропсихология объясняет психотипы? Их отличительные особенности и связь с определенными участками мозга? Я вот думаю, что я "Жуков". Нейропсихология уже объяснила, какие зоны отвечают за мои сильные стороны, какие за слабые?
Это так интересно, дайте ссылку, пожалуйста!
syri_kr
19 апр, 2013 16:18 (UTC)
А почему не объяснит? Все зависит от точки отчета. Есть доминирующие правополушарные, есть левополушарные, есть люди с нарушенным взаимодействием двух полушарий, обычно в этом случае они могут считать себя кем-то иным. В вашем случае лучшее объяснение можно получить в рамках патопсихологии, а еще лучше психопатологии
vg_saveliev
19 апр, 2013 17:12 (UTC)
tanjand, не обращайте внимания, это обычный троллинг)))
georgi_krylov
18 апр, 2013 17:52 (UTC)
Об истине на днях профессор Осипов в МГТЭ им. Баумана говорил:

Что есть истина? Лекция А.И. Осипова (+ Аудио)

Edited at 2013-04-18 17:53 (UTC)
sister_tabl
18 апр, 2013 17:50 (UTC)
Спасибо! Пошла сильно думать. :)
rumenica
20 апр, 2013 06:21 (UTC)
Спасибо,что продолжаете:)))
vg_saveliev
20 апр, 2013 10:41 (UTC)
Пожалуйста. Пока возможность есть - буду писать)))
livejournal
24 апр, 2013 12:56 (UTC)
Психотипология. Модель Савельева. Ч.2. Органы чувств ка
Пользователь slavikap сослался на вашу запись в записи «Психотипология. Модель Савельева. Ч.2. Органы чувств как источник психической информации.» в контексте: [...] писать в комментариях или в личку. Психотипология. Модель Савельева. Ч.1. Главная ошибка Юнга. [...]
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

vg_saveliev
Валерий Савельев
http://vg-saveliev.ru

Наука - как искусство. Тоже требует жертв. И средств. Работа над моей социальной теорией (http://vg-saveliev.ru) нуждается в финансировании. Поддержите проект!









Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel