?

Log in

Обратно | Туда

logica23


Здесь нельзя пройти мимо традиционно упоминаемых двух типов мышления - наглядно-образного и абстрактно-логического.
Для нас, знающих психотипологию Юнга, мышление - это только один из видов суждения о мире.
Второй вид суждения человека о мире - эмоции (чувство).
Поэтому я расширил бы понятие двух типов мышления до двух типов сознания. Или даже психического отражения.

Хочу заметить, кстати, что с этого момента я больше не буду суждение о мире, противоположное мышлению, называть чувством - только эмоциями.
Слово "чувство" слишком многозначно и его трудно использовать как термин. Нужно многое обрезать, в то время как традиционные ассоциации будут все время добавлять к этому термину посторонние смыслы.
"Чувство" - это психические явления, связанные и с эмоциями, и с интуицией, и с работой органов чувств.
Есть чувство любви, например, а есть чувство опасности как предчувствие беды.
Есть чувство холодного как ощущение температуры, а есть чувство восторга.



С эмоциями все более-менее ясно.
Они бывают простые, и называются собственно эмоциями, а бывают сложными.
Тогда они называются чувствами, оставаясь при этом привязанными именно к эмоциональной жизни человека.

Таким образом, суждения о мире бывают мышленческие, а бываю эмоциональные.
Слово "мышленческие" выглядит корявым, но как иначе избежать путаницы между мыслями вообще, то есть продуктами любой деятельности сознания, и специфическими мыслями как продуктами мышления? Если слово "мысль" очистится, и останется только его связь с мышлением собственно, то о подобном словотворчестве можно будет забытью. Но пока я буду немножко коверкать язык.

Почему важно обратить внимание на различение наглядно-образного и абстрактно-логического мышления?
Мне кажется, здесь спрятан ключ для понимания того, с чем, с каким видом сигналов преимущественно связана психическая функция интуиции.
Хотя он именно спрятан.
Не всякое образное мышление наглядно, не всякое абстрактное мышление оторвано от конкретного взаимодействия с предметом.
Дело в том, как мы понимаем психологическую функцию интуиции.
Действительно, одного только запаха в качестве базового органа чувств (анализатора) - источника сигналов для целой функции человеческой психики как-то мало.
Для психики зверя, собаки, например, может быть.
Но человек, кажется, вообще обходится без того, чтобы сколько-нибудь существенно ориентироваться по запахам. По крайней мере, если речь идет о сознании человека.

Конечно, можно предположить, что просто отсутствует такая традиция - акцентировать внимание на запахах. Тогда как на самом деле они играют очень важную роль в нашей жизни. Наверное, в этом есть свой резон.
Однако у противоположного члена пары иррациональных психологических функций, ощущения, вкус как важное, но локальное ощущение, дополняется зрением.
Вполне допустимо предположить, что и в случае интуиции существует какая-то дополнительная информация того же масштаба.
Тем более что традиционно интуиция как бы даже возвышается над простой констатацией того, что мы воспринимаем простым зрением.
Одного только запаха для серьезных предчувствий и просчета вариантов обычно мало.

Чему противопоставляется зрение и визуальная информация традиционно?
Есть философская противоположность того, что видно и того, что скрыто, - явления и сущности предметов.
Есть различение конкретного и абстрактного, существующего и возможного, реального и потенциального.
Есть противоположность наглядно-образного и абстрактно-логического мышления.


СС

Если конкретное можно увидеть, пощупать, послушать, даже понюхать, то абстрактное нам не дано в опыте.
Это то, что мы можем только помыслить. И помыслить мы это может только при помощи знаков, языковых обозначений.
Именно язык позволяет некоторые предметы осмыслить как круглые и предложить само понятие такой абстрактной фигуры - круга.
Только при помощи языка можно выразить такие понятие, как сила, давление, тяготение, скорость.
Только благодаря языку может быть зафиксирована и существовать концепция причинно-следственной связи.
И так далее.
Абстрактное - это знаковое, языковое.
Конкретное - это видимое, образное.



foto2134

Язык дает возможность указать на предмет и рассказать о предмете что-то сущностное, но неочевидное.
Значение/смысл, заключенные в слове, позволяют обойтись без конкретного предмета.
Предмет, о котором говориться, совершенно не обязательно ощущать. Его даже нет необходимости визуализировать.
Психическая функция интуиция работает со знаками. И словами как знаками.
Второй вид сигналов, на которые эта функция ориентирована - это значения и смыслы слов.
Может быть, именно поэтому значение запахов и носа как органа чувств у человека редуцировалось?
Язык занял корковые центры, сначала отводившиеся работе с обонятельной информацией максимально?


0_4016c_f2a005dc_XL

Интуит при помощи функции интуиции не видит конкретный опушенный по раннему лету тополь.
Это визуал наблюдает этот тополь во всей его очевидной и очень конкретной прелести. Именно этого дерева, именно здесь, именно сейчас.
Тактильно-двигательный - трогает его кору, или листья, или ловит пух. Получая удовольствие от осязательных ощущений и собственной подвижности.
Аудиал - прислушивается к шуму его листвы, и пению птиц, и звукам улицы.
Интуит думает о дереве абстрактно, сообразно собственным интересам: кругом пух, в квартиру нанесло и придется убирать; на пух у меня аллергия; придется спать с закрытым окном; кого заставить убирать; если поджечь, это красиво вспыхнет; но это однажды кончится пожаром; и когда наконец эти деревья спилят и заменят, или наоборот, лучше бы их не трогали; а с закрытой форточкой я не высплюсь, будет душно; жена любит, когда цветет тополь, радуется сейчас; Игорь опять будет просить спички, а Лена пищать, ей не нравится. И т.д. и т.п.
Море самых разнообразных слов, значений и смыслов.



dd647244e0dcbddf6e78493030172bf50b6bf7df_702

Но язык - явление сложное.
Физически это либо речь, либо письмо.
Речь - это и тактильно-двигательное явление, и звуковое.
Письмо - это все те же тактильно-двигательные операции (и в процессе написания, и в процессе чтения), и звук (слова всегда проговариваются, хотя бы в редуцированном виде, и, соответственно, слышатся), и визуальный образ.
Слова можно понимать полноценно, понятийно, или упрощенно, в зависимости от доминантных у данного человека психических функций.

Ощущающий тип, визуал будет пытаться представить то, о чем говориться, и дальше будет работать именно с визуальным образом. Или с воспоминанием о вкусе.
Мыслящий будет интерпретировать слово осязательно-двигательно. Его интересует манипулирование предметами, поэтому он будет ориентироваться на привычное для него действие.
Эмоциональный, который аудиальный, истолкует интонацию речи и обратит внимание на эмоциональный аспект сообщения. Есть предметы страшные, есть приятные, есть добрые и т.д. Такой очень своеобразный мир, полный переживаний, то радостных, то печальных или страшных.
Только интуит будет ориентироваться на значение и смысл слов и фраз.

ph01-1245_big

Наглядно-образное мышление - это оперирование визуальными образами в ситуации, когда предмет находится на виду.
Образное мышление - это оперирование визуальной информацией о предмете и в ситуации непосредственного контакта, и по памяти, когда предмет, о котором идет речь, не виден.
Все ощущающие являются визуалами.
Для них предпочтительнее образное мышление и логические операции в виде аналогий.
Они плохо анализируют все детали, все аспекты ситуации. Но хорошо реагируют на то, что можно увидеть.
Впрочем, звание "капитан Очевидность" - это о них.
Абстрактно-логическое мышление - это оперирование знаками, символами, словами как понятиями.
Возможно, его следует назвать понятийным мышлением.
Все интуиты являются понятийщиками. Я бы назвал их словесниками, лингвистами, но это будет не вполне соответствовать практике словоупотребления. Может быть, следует обозвать их символиками?

Ориентированность интуитива на слова не означает, что ему удается легко научиться любому языку.
Интуиты ориентированы на смыслы, а не на аудиальные, визуальные или тактильно-двигательные формы слов.
Нацеленность на смыслы скорее даже мешает усвоению чужих языков.
Тем не менее, потенциальные возможности, варианты развития, способность учесть разные точки зрения без внутреннего протеста, максимальное знание того, что скрыто от глаз, но таится в окружающем мире - это для интуитов.
Образным или абстрактно-понятийным может быть не только собственно мышление, но и эмоционирование.
Мы ведь помним, что Юнг говорил о двух типах суждения человека об окружающем мире - мышленческом и эмоциональном.
Потому я считаю возможным говорить об образной и абстрактно-понятийной психике, психической деятельности.
И в этом смысле люди делятся на два противоположных класса - визуалов и понятийщиков. Или смысловиков, лингвистов, символиков.
Не знаю, как их лучше назвать. Посмотрим, какое название приживется.
Принимаю ваши советы, кстати!

Ощущающий тип, визуал работает с визуальными образами, в том числе интерпретирует слова как образы.
Интуитивный тип, интуит, понятийщик, символик работает со словами, понятиями, смыслами. И всегда несколько схематизирует образы, теряя их нагядную полноту и неоднозначность.


Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.4. Информация, ее виды и их взаимодействие.
Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.6. Образы и понятия, конкретное и абстрактное.

Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).

Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике.








promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 43
Buy for 10 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…

Комментарии

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
makedonskaya
23 апр, 2013 17:14 (UTC)
я, скорее, наглядно-образно мыслю...)
vg_saveliev
23 апр, 2013 17:53 (UTC)
Хорошо, что вы так быстро определились)
makedonskaya
23 апр, 2013 17:57 (UTC)
я бы не сказала, что 30 лет это быстро...
vg_saveliev
23 апр, 2013 18:07 (UTC)
))) Я думал, вы соотнесли то, что знаете о себе, с тем, что написано в тексте))
makedonskaya
23 апр, 2013 18:18 (UTC)
иногда думать вредно)
vg_saveliev
23 апр, 2013 18:38 (UTC)
Да, согласен. Особенно если ты эмоционал.
svetlanavlady
23 апр, 2013 17:33 (UTC)
Ага. Слововеды.
Люблю я русский язык за многосмыслие слов, но как же это мешает в деле.
tanjand
23 апр, 2013 17:34 (UTC)
Я, наверно, ощущающий тип. В большинстве случаев мыслю аналогиями. Даже, читая твои тексты, стремлюсь вспомнить хорошо знакомого человека, или какой-то случай, чтобы через пример быстрей понять и написанное. Я раньше все время думала, что это привычка.
vg_saveliev
23 апр, 2013 17:55 (UTC)
Это стиль способ осмысления, стиль психической деятельности.
ladyanest
24 апр, 2013 10:57 (UTC)
Очень сильно сомневаюсь, что наглядно-образное и абстрактно-логическое можно противопоставлять или отделять одно от другого. В моем понимании это два взаимосвязанных и проистекающих друг из друга процесса мышления: то, что познано как наглядно-образное, подвергается анализу абстрактно-логическим; то что родилось как абстрактно-логическое умозаключение, должно быть подтверждено наглядно-образным.
Хотя допускаю, что мои представления весьма специфичны - я врожденный амбидекстр.

Касаемо интуиции, на сколько я знаю, в психологии нет четкого представления о том, что это такое. Мне лично более всего импонирует точка зрения, что интуиция основана на опыте и логике, но мыслительный процесс при интуитивном умозаключении и принятии решения происходит на столько быстро, что как таковой не фиксируется. Во всяком случае это стопудово справедливо для профессиональной интуиции. А вот то, что подразумевают под женской интуицией, наверное, правильнее было бы назвать инстинктивностью. Но это уже досужие домыслы)


Edited at 2013-04-24 10:58 (UTC)
vg_saveliev
24 апр, 2013 11:22 (UTC)
У любого человека есть образная и абстрактная психическая деятельность. Вопрос в том, какой взгляд на действительность, образный или абстрактно-символический, преобладает. А один из них преобладает обязательно.
Кроме того, вы не правильно увязываете. Образная психическая деятельность не означает правополушарность, а абстрактная - левополушарность.

А ваше замечание об интуиции ничему не противоречит. Просто у меня речь идет о том, что интуиция работает не с образами, а с невыраженным визуально потенциалом предмета. Визуально его не зафикисруешь, визуально предмет всегда только то, что он есть. Зато слова позволяют описать все мыслимые возможности.

Edited at 2013-04-24 11:23 (UTC)
ladyanest
24 апр, 2013 12:53 (UTC)
О лево- и правополушарности соглашусь, тут все сложнее и запутаннее, чем нам кажется, и уж тем более в отношении образности и абстрактности. А вот по поводу обязательности преобладания того или иного - категорически протестую. Это от лукавого, от философов: от их противопоставления эмпиризма рационализму или как-то так. Любой крен в сторону образного или абстрактного мышления заставляет воспринимать действительность сквозь призму субъективного. И только равнодолевое участие этих двух типов психической деятельности позволяет оценивать окружающее и себя в нем более менее объективно. Хотя понятия субъективности и объективности тоже относительные, возврату и обмену не подлежат. Но в моей профессии, например, они обозначены довольно четко. Точно так же, как и необходимость отбросить индивидуальные особенности психики склоняться к образности или абстрактности, а уметь пользоваться двумя инструментами одновременно, равноценно и обязательно.
vg_saveliev
24 апр, 2013 13:17 (UTC)
Знаете, Юнга на эту тему высказался так. Человек может иметь равновесные психологически функции, но это будет равновесность неразвитости.
Просто не надо смешивать равзитость абсолютную и относительную. И следует обращать внимание на позицию наблюдателя.
Если речь о человеке собственно, то обязательно у него будут более сильная сторона. И уж в любом случае он не сможет иметь в себе все 16 типов и включать тот или иной в зависимости от желания.
Но если сравнивать с другими людьми, то очень часто ваша слабая функция может быть значительно сильнее сильной функции другого.

Edited at 2013-04-24 13:35 (UTC)
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

vg_saveliev
Валерий Савельев
http://vg-saveliev.ru

Наука - как искусство. Тоже требует жертв. И средств, увы!









Январь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel