?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

QxcZEOny0k_1756921_6052569


Валерий Васильченко. "Славяне: последние кроманьонцы". Часть четвертая. Лесные кроманьонцы + балты + венеды.

(начало)



Каким образом возник праславянский язык и что означает сам этноним «славяне»?

На этом вопрос в настоящее время ответить однозначно очень тяжело.

Теоретически возникновение праславянского языка можно связывать как с пражской культурой, так и с киевской.

Кроме того, славянский язык мог прийти на территорию Восточной Европы и вместе с бастарнами, если предполагать их происхождение от германизированного лужицко-поморского населения.

Такое предположение не так давно выдвинул белорусский историк В.Л. Носевич (vln.by/node/177).

Однако следует учитывать, что только пражская культура на всей территории своего распространения трансформируется в исторических славян, в то время как киевская культура демонстрирует подобное «перетекание» далеко не во всех своих вариациях.

Присутствие славян в Центральной Европе в ареале лужицкой культуры по многим причинам выглядит сомнительно.

Следовательно, носители пражской культуры и есть, по всей видимости, собственно славяне.


ebb5144bda9a



Исторические славяне сформировались на основе славян в узком смысле – пражцев, склавинов античных источников, и балтоязычных антов.

Взаимная интеграция тех и других могла произойти в аварскую эпоху, как то предполагает nibelung_2013.

При этом образование этнонима словѣнє от греческого Σκλάβος, что пытается доказать nibelung_2013, маловероятно, поскольку необъяснимым является выпадение -k- и появление форманта –ѣнє, который обычно крепится к топониму и обозначает собственно жителей данной местности. Ср. поляне – жители «поля», то есть открытого пространства, древляне (от «дерево») – жители лесов, мораване – живущие по реке Мораве и т. д.

Согласно словарю Фасмера, скорее всего это производное от гидронима. Ср. др.-русск. Словутичь – эпитет Днепра, Слуя – приток Вазузы, в [бывш.] Смол. губ., сюда же польск. названия рек Sɫаwа, Sɫаwiса, сербохорв. Славница и др.

Что интересно, подобные гидронимы (река Šlavanta, озеро Šlavantas, река Šlavė) обнаруживаются на территории Восточной Литвы, в ареале культуры штрихованной керамики, на что указывал Д.А. Мачинский.

Изначально «славяне» могло означать «живущие по реке Славе» и быть самоназванием носителей культуры штрихованной керамики или их части.

790px-Balto-Slavic_lng


Соответственно этому, праславянский язык должен был выделиться приблизительно во второй половине I тыс. до н. э.

Произошло это в лесной зоне Восточной Европы из условно балтского континуума при «наслоении» потомков культуры боевых топоров (носителей линий R-M458 и/или R-Z280) на остатки местного неолитического населения, носителей линии I-M423-Dinaric.

Гипотеза о влиянии на процессы образования праславянского языка ираноязычных кочевников сомнительна.

Доказать существование в праславянском иранского суперстрата до сих пор не удалось, а генетического вклада, который можно было бы связать с иранцами, в генофонде славян нет.

Заключение.

Анализ популяционной изменчивости Y-хромосомы позволяет сделать следующие выводы относительно проблемы этногенеза славян.

Славяне имеют общее происхождение.

Это определяется тем, что у всех современных славянских народов доминируют три специфические линии Y-хромосомы: I-M423-Dinaric, R1a-M458, R1a-Z280.

Данные линии обозначают собой три основных этнических компонента, участвовавших в сложении славян.

Линия I-M423-Dinaric принадлежит потомкам древнего неиндоевропейского кроманьонского населения Европы, чьи языки вымерли и нам сейчас неизвестны.

0019-019-Kromanontsy


Линии R1a-M458 и R1a-Z280 являются индоевропейскими и роднят славян с другими индоевропейскими народами, прежде всего с балтами и арийцами:

- линия R1a-M458 принадлежала, по всей видимости, народу, известному из античных источников как венеды;

- носителей линии R1a-Z280 можно условно назвать балтами.

Славяне сложились в течение VI вв. до н. э. в лесной зоне Восточной Европы, приблизительно на территории современной Белоруссии, в результате взаимодействия между прямыми наследниками древних культур охотников-кроманьонцев европейского палеолита-мезолита и индоевропейцами венедами и/или балтами.

Гипотезу о связи этногенеза славян с лесными культурами Восточной Европы выдвинул в своё время выдающийся археолог Дмитрий Алексеевич Мачинский.

Данные популяционной генетики говорят в пользу этой гипотезы.

При этом следует отметить, что хотя современные славяне говорят на языке, принадлежащем к индоевропейской семье, генетической основой ранних славян являлись всё же потомки кроманьонцев (I-M423-Dinaric), поскольку именно их материальная культура легла в основу культуры исторических славян.

0020-020-Kromanontsy



Какими были эти люди, каким был мир, в котором они жили?

Быт и нравы ранних славян отличались скромностью и простотой, это были мирные земледельцы, жившие в ладу со своими соседями.

С запада с ними соседствовали венеды (R1a-M458), создавшие достаточно развитую лужицкую культуру.

С востока и юга – многочисленные племена балтов (R1a-Z280).

Этот лесной мир был крайне архаичен и консервативен, жизнь его обитателей практически не менялась на протяжении многих столетий.

Только в глухом лесном убежище, оставаясь практически неизвестным античной цивилизации, и мог сохраняться культурный реликт старой, доиндоевропейской Европы.

Покой этого самодостаточного культурного космоса нарушили орды жестоких кочевников, «разлившиеся» по территории Восточной Европы в первых веках нашей эры.

Славяне были насильственно, с корнем вырваны из своих лесов, в новом безжалостном мире им пришлось сражаться за своё выживание, учиться быть воинами.

После многих смут и тяжких испытаний потомки кроманьонцев заняли огромную территорию от Балтики до Балкан, полностью поглотив в своих миграциях уже достаточно родственных им к тому времени венедов и балтов и превратившись в исторических славян.

Им удалось сохранить свою культуру и свою идентичность, полчища беспощадных степняков сгинули, не оставив следа в их генофонде.


23




Нарисованная мной картина происхождения славян является, разумеется, гипотетической.

Многое в ней построено на предположениях и догадках.

Тем не менее, представляется, что на сегодняшний момент она в наибольшей степени соответствует имеющимся в науке сведениям о ранней истории славянского племени.

Васильев



promo vg_saveliev july 18, 2013 22:28 174
Buy for 100 tokens
8 апреля 2013 года я еще раз опубликовал пост, написанный 26 февраля 2012 года. Под названием "Навального и "болотников" осудят. Так же было в Англии". Перечитаем еще раз. Изменения незначительны и не касаются существа дела. Кто не верит, может сравнить. Впрочем, о наших…

Комментарии

( 56 комментариев — Оставить комментарий )
drobinskaja
24 апр, 2013 06:11 (UTC)
очень мило. Нарядили, отмыли, косу заплели, скорей всего - пришпиленную, на скамейку в бутафорской деревне посадили.и доказывают, что это, мол, лучшая нация.
Покажите мне такое чудо на улице.
Да любого отмой, причеши, визажисты чтоб поработали.
labdepot
24 апр, 2013 06:12 (UTC)
Точно гипотетическая идея. Очень много выкладок, плохочитаемых, как в рецепте врача. Интересно, а куда делись скифы, населявшие сии земли в те времена?
Валерий Васильченко
24 апр, 2013 13:59 (UTC)
Лучше иметь плохочитаемый рецепт лекарства, чем ясное предписание принять яд. А скифы делись туда же, куда и многие другие народы до и после них - канули в Лету.
(без темы) - vg_saveliev - 24 апр, 2013 14:13 (UTC) - Развернуть
vlpolynov
24 апр, 2013 06:26 (UTC)
Интересно, однако )))
ladyanest
24 апр, 2013 09:39 (UTC)
Все это безумно интересно, и в общем и целом картина представляется вполне реалистичной. Одного не могу взять в толк: все выводы строятся исключительно на результатах типирования Y-хромосомы, т.е. в них не учитывается материнский вклад. Если исследовать именно происхождение славян, равно как и любой другой этнической группы, то такой подход представляется вполне справедливым. Но развитие этноса, его ассимиляции и диссимиляции, расселение и пересечение с другими этническими группами, на мой взгляд, не возможно оценить лишь на основе гаплогрупп Y-хромосомы с полным игнорированием материнской mtDNA. Тот факт, что митохондриальная ДНК не передается по мужской линии вовсе не означает, что она напрочь не "наследила" в этническом разнообразии/подобии. Другое дело, что результаты типирования митохондриальной ДНК интерпретировать довольно сложно, во всяком случае в историческом масштабе. Но когда мы научимся это делать, возможно, и ответим на вопрос: а действительно ли по славянам прошлось татаро-монгольськое иго. Да и на многие другие тоже.
Валерий Васильченко
24 апр, 2013 14:03 (UTC)
Игнорировать мтДНК ни в коем случае нельзя, конечно. Картина будет (и является) неполной. Но с меня писанины пока что достаточно. Митохондриальный портрет славян пусть пишет кто-нибудь другой.
(без темы) - ladyanest - 24 апр, 2013 16:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ladyanest - 24 апр, 2013 18:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valeryz2001 - 25 апр, 2013 14:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 25 апр, 2013 14:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valeryz2001 - 25 апр, 2013 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 25 апр, 2013 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valeryz2001 - 25 апр, 2013 17:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 25 апр, 2013 17:28 (UTC) - Развернуть
valeryz2001
24 апр, 2013 16:54 (UTC)
даже в масштабе столетий мтднк может быть информативна, например у старожилов сибири митолинии вполне определенно указывают на северорусское происхождение (что и так известно из письменной истории).
(без темы) - valeryz2001 - 24 апр, 2013 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valeryz2001 - 25 апр, 2013 08:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ladyanest - 25 апр, 2013 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valeryz2001 - 25 апр, 2013 08:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valeryz2001 - 27 апр, 2013 09:01 (UTC) - Развернуть
mr_medvedeff
25 апр, 2013 07:58 (UTC)
Интересные статьи!
yuryper
25 апр, 2013 21:26 (UTC)
В какой мере учтен мутационный процесс?
Виктор Викторов
26 апр, 2013 23:24 (UTC)
Статья понравилась , читается легко. И замечательно, что "история" переходит от изучения ненужной писанины (зачастую поддельной) к конкретным цифрам.
livejournal
27 апр, 2013 00:30 (UTC)
Еще раз о генетике народов и геноме славян. Славяне как
Пользователь bigkolobok сослался на вашу запись в записи «Еще раз о генетике народов и геноме славян. Славяне как последние кроманьонцы (окончание).» в контексте: [...] у в Еще раз о генетике народов и геноме славян. Славяне как последние кроманьонцы (окончание). [...]
(Анонимно)
8 май, 2013 15:25 (UTC)
хм
не осуждаю автора за его мышление, благодарю за его работу. но все не так как здесь, славяне это великий род и от нас шло верное развитие, пока не прибыли серые паразиты и не запустили дезинформацию в наши слои. Мы победили народ дракона и заставили их возвести стену вокруг них же самих ,и заточить себя за ней. наш род велик, и когда придет время, весь мир об этом узнает...
(Анонимно)
4 июн, 2013 19:46 (UTC)
Славяне
Так себе статья. Ничего конкретного и предположения односторонние.
А девушка на первом фото - красавица!
yurate1
4 июн, 2013 19:59 (UTC)
"Присутствие славян в Центральной Европе в ареале лужицкой культуры по многим причинам выглядит сомнительно."

"С запада с ними соседствовали венеды (R1a-M458), создавшие достаточно развитую лужицкую культуру."

Правильно ли я понял, что венеды – один из источников славянства, но они еще не говорили на праславянском языке?


Edited at 2013-06-04 19:59 (UTC)
Valery Vassilchenko
12 июн, 2013 08:19 (UTC)
"Венеды" - условное наименование. Каким было самоназвание населения лужицкой культуры я не знаю. На каком языке оно говорило тоже неизвестно. Вариантов много. Италийский, иллирийский, балтский, славянский. Это мог быть и какой-то неизвестный вымерший индоевропейский язык. "Венеды" определённо одни из предков славян. А где зародился праславянский язык пока что непонятно.
Valery Vassilchenko
2 янв, 2014 10:32 (UTC)
Много размышлял последнее время о происхождении славян и, признаться, совершенно потерял уверенность в том, что выведенная мной формула славяне = "кроманьонцы" + "балты" + "венеды" может быть принята хоть в каком-нибудь приближении. Все мои рассуждения на эту тему представляют собой оперирование не фактами, и даже не интерпретациями, а мифами. Если же брать только факты, то можно констатировать лишь то, что генетически народы Восточной Европы - славяне, балты, а также говорящие на финно-угорских языках венгры, эстонцы, эрзяне, мокшанцы и некоторые другие близки между собой и отчётливо отличаются как от народов Западной Европы, так и от народов Азии. Называть те линии Y-хромосомы, о которых шла речь в статье, славянскими или даже балто-славянскими наверное было бы неправильно. Логичней именовать их просто восточноевропейскими. Поскольку нет доказательств, что их равномерное распространение по территории Восточной Европы является результатом миграций этноса, представители которого считали себя славянами. Вполне возможно, что распространение этих гаплогрупп (равно как и славянского языка!) в большей степени связано с активностью кочевников - сарматов, гуннов и авар.
vg_saveliev
2 янв, 2014 16:26 (UTC)
Интересно, спасибо))) Механизм распространения посредством кочевников какой?
(без темы) - vg_saveliev - 2 янв, 2014 17:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 2 янв, 2014 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 3 янв, 2014 16:28 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
25 фев, 2015 19:17 (UTC)
Определенно кочевников вы недооценили, хорошо что теперь подумали. Распространение R1а как раз максимально там где были скифы сарматы половцы и т д это их гаплогруппы, которые выводят из Южной Азии вообще-то. С языками менее понятно, но восточные славяне - это наполовину потомки ираноязычных кочевников, перешедших на как-бы "славяно-венедские" языки. А может это все-таки взаимодействие языков. Никуда эти кочевники не сгинули, те же сарматы и половцы были светлоглазыми блондинами, а вот какими были эти венеды или кроманьонцы - это вопрос.
3000top
2 янв, 2014 15:43 (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
nakitauu1
7 янв, 2014 06:08 (UTC)
:)
В принципе, вебмастер нетипично опубликовал.
(Анонимно)
8 апр, 2014 13:05 (UTC)
У ариев, прошедших 5000 лет назад по Украине и далее в Индию, нет гаплогруппы I-M423. Похоже, что I-M423 не было в полесье и восточной Европе в те времена. Язык ариев, судя по санскриту, очень близок к славянским.
(Анонимно)
25 фев, 2015 19:59 (UTC)
Правильно, и в то же время санскрит это индоиранский язык. Эти самые кочевники считаются ираноязычными - скифы, сарматы и как раз их территория совпадает с максимальным распространением R1a которую и называют арийской гаплогруппой Т.е. эти кочевники как раз и есть арии, и никуда они не сгинули, и они наполовину или больше генетические предки восточных славян, а другая часть предков - от венедов, склавинов и т д как и язык. Хотя и те и другие все равно родственники, индоевропейцы. Вот только чей язык древнее - это интересно. Но близость славянского к санскриту преувеличена - вы хотя бы пробовали его учить? А вот литовский учится легко!
Valery Vassilchenko
26 окт, 2014 18:01 (UTC)
В одном я всё-таки был прав. Славяне, хотя и не только они, конечно, действительно являются потомками древнего населения Европы - охотников и собирателей мезолита.
vg_saveliev
26 окт, 2014 18:07 (UTC)
Появилась какая-то новая информация?
Valery Vassilchenko
27 окт, 2014 11:55 (UTC)
Да, минувший год оказался богат на события, на важные результаты. Учёные активно начали анализировать ДНК из древних захоронений, появилось много нового материала. Впрочем, для специалистов, наверное, ситуация была более-менее ясна и год назад. Основные генетические компоненты, характеризующие население Европы, выявлены. Их два. Львиную долю своих генов современные европейцы унаследовали с одной стороны от охотников и собирателей мезолита, с другой - от неолитических земледельцев, пришедших в Европу с Ближнего Востока. Чёткой географической границы между этими двумя компонентами нет, но есть долготный градиент. При продвижении с юга на север частоты генов, доставшихся от земледельцев неолита уменьшаются, частоты генов, доставшихся от охотников/собирателей мезолита увеличиваются. Первые достигают своего пика у басков и сардинцев, вторые - у народов Северной Европы, особенно у литовцев, латышей, эстонцев, финнов, северных русских, саамов. Остальные европейцы занимают в этой картине промежуточное положение. Также у современных европейцев присутствует азиатский генетический след, оставленный выходцами из Сибири, но он в целом выражен незначительно.
(без темы) - vg_saveliev - 27 окт, 2014 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 27 окт, 2014 12:40 (UTC) - Развернуть
( 56 комментариев — Оставить комментарий )

Автор, пиши еще!))







Календарь

Август 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel