?

Log in

Обратно | Туда

Lousy-Date-Photo

Итак, с вопросом о том, как понимать психологические функции Юнга в случае, если связывать их с органами чувств, корковыми зонами и различными физиологическими системами организма, мы в первом приближении разобрались.

Функция интуиции связана с обонянием и речевым аппаратом, дыханием и сердечно-сосудистой системой.
Сигналы, с которыми работает эта функция - запахи и языковые понятия.
Ощущение (сенсорика) - это органы вкуса и зрение, пищеварение, лимфатическая и иммунная системы.
Сигналы функции ощущения - вкусы и визуальные образы.
Функция мышления (логики) связана с осязанием и двигательным анализатором, костно-мышечной (опорно-двигательной), покровной и нервной (периферической?) системой.
Сигналы, которые обрабатывает функция мышления - осязательные и двигательные.
Функция эмоций (этика) - органы слуха (видимо, без зоны Вернике - сенсорной зоны речи), репродуктивная и эндокринная (гуморальная) системы организма.
Сигналы, на которые ориентирована эта психологическая функция - аудиальные.

Однако есть еще один момент, чрезвычайно важный для понимания психологических функций.
Юнг начал свою работу о психологических типах с описания психологической установки. Идея экстраверсии - интроверсии для него была исходной.
Психологические функции в разной психической установке у него работают по-разному.
Юнг объяснял понятие психологической установки при помощи субъектно-объектных отношений:
- экстраверт доверяет внешнему миру и ориентирован на то, что в нем происходит;
- интроверт отстранен от внешнего мира, находится преимущественно в своем собственном, внутреннем мире; то, что происходит вовне, лишь активирует его личные, субъективные процессы.
В дальнейшем Юнг связал этот внутренний мир человека с наследуемой структурой психики, которая проявляется в виде архетипов и коллективного бессознательного.
Однако Юнг нигде, кажется, не писал, что функции при этом становились разными, что их не четыре, а восемь.

У Аугустинавичюте эта неясность снята тем, что фактически было заявлено о существовании 8-ми функций.
Она разделила мир на тела и поля. Поля были интерпретированы ею как отношения тел.
Поэтому для Аугустинавичюте экстраверсия - это ориентация на информацию о телах, а интроверсия - информация о полях.
Дальше схема усложняется тем, что в согласии с моделью, информация о телах - это фактически информация не только о телах, но и об энергии тел, и так далее. Разбираться в этом сейчас нет необходимости.
Главное - у Аугустинавичюте есть 8 функций.
И интровертные функции - это фактически совсем не то, что экстравертные.

Давайте поразмышляем.
Фундаментальная характеристика экстраверсии/интроверсии - разница субъектно-объектных отношений.
Переводя на мене философский язык, экстраверты и интроверты по-разному относятся к взаимодействию с реальным миром, внешней средой и собственным опытом.

Экстраверт включен в реальное взаимодействие с реальными предметами окружающей среды.
Именно это взаимодействие обслуживает его психическая деятельность.

Интроверт взаимодействует не с реальным миром, а со своими представлениями о нем, накопленными опытом, занием.
Поэтому он, как интроверт, выключен из ситуации. И сосредоточен не на физическом действии, а на осмыслении предмета, ситуации безотносительно ее конкретного содержания.
Любой интроверт, будь то визуальный, интуитивный, аудиальный, мыслительный всегда несколько теоретик.
А его контакт с действительностью носит характер теоретизирования, оперирования знаниями, живущими в его памяти.

Давайте попытаемся представить себе, как это работает.

Мышление

Мыслящий (логический) экстраверт - практик, ориентированный на движение и реальное действие с предметами, его заинтересовавшими.
Потрогать, пощупать, повертеть, разобрать, изучить предмет во всей его конкретности, данности. Наконец, использовать.
Если приложить предмет некуда, использовать его в данный момент невозможно, то интерес к нему пропадает.

Мыслящий (логический) интроверт - теоретик.
Ему не очень интересно крутить предмет в руках и изучать его конкретику. Для него любой предмет, любая ситуация - это представитель целого класса таких предметов и ситуаций.
Он отложит яблоко и расскажет вам о яблоках вообще - какими они бывают, какие он ел сам или видел, почему яблоко не груша и не арбуз, для чего они хороши и т.д.

Естественно, он не обязательно будет рассказывать о яблоках всесторонне.
Это зависит от опыта и интересов экстраверта.
Мышление интроверта не является складом всесторонних общих знаний. Довольно часто это - только некоторая информация о предмете.
Например, человек много знает о тех яблоках, которые растут в Краснодарском крае или в средней полосе России.
Или он хорошо представляет себе, чем отличаются яблоки русские от яблок европейских столовых сортов.
Или в детстве человек сильно интересовался ботаникой и хорошо представляет себе видовые характеристики яблок в отличие их от других фруктов.
В каждом случае человек будет стремиться перевести разговор на свой опыт, на свои знания. И поэтому будет заслонен от текущей ситуации.

Например, ему надо решить, подойдут ли эти яблоки для компота. А таких сведений у человека нет.
Зато у него есть много сведений о том, как сортируют яблоки в магазинах.
Вот об этом он вам и расскажет.
Если же вы попытаетесь остановить его и вернуть к реальности, последует недовольство.
Человек обидится, замолчит и, скорее всего, выключится из происходящего вообще.

Экстраверт всегда в ситуации, настроен на реальное взаимодействие и практическую деятельность.
Интроверт обращен к своему личному опыту, к своей памяти и убегает туда во всех случаях столкновения с реальностью.
Особенно тогда, когда ситуация для него является принципиально новой, и нужно действовать непривычным, неизвестным образом.
Экстраверт - практик, часто затрудняющийся что-то сказать о предмете, но всегда готовый что-то делать с ним.
Интроверт - теоретик, готовый всегда рассказать вам о своем личном опыте, довольно часто объективизируя его, представляя в качестве всеобщего.

Мыслящий экстраверт манипулирует предметами, трогает, щупает, разбирает и разбирается, изучает конкретику.
Он накапливает информацию о единичных вещах и опыте свой работы с ними. Он технолог действия.

Мыслящий интроверт создает концепции и теории или просто запоминает огромные массивы общей информации о различных предметах и событиях.
Воспроизводя эту информацию, это общее знание к месту и не к месту, на пользу или даже во вред конкретной задаче.


Эмоции
Эмоциональный экстраверт в любой ситуации стремиться получить конкретные, текущие эмоции.
Он наделяет эмоциональным содержанием предметы, людей, отношения, события, ситуации.
Всё у него или миленькое, ой, какое хорошенькое, клёвое, роскошное или противное, фу, гадость, мерзость, дерьмо и т.д., в зависимости от пола и уровня культуры.
Главное, что все оценивается эмоционально, и эта эмоциональная оценка является самой существенной в данной ситуации.
Но она не является данной априори, а зависит от того, как поведет себя мир вокруг.

Очень часто в исходной ситуации эмоций по отношению к предмету нет, и эмоциональный статус предмета определяется в зависимости от личных успехов или неудач.
Если в чайник не надо заливать воду, если он мгновенно вскипел - клево, чайник хороший, великолепный, удобный, я молодец, что его купил/купила.
Если из чайника при наливании плеснуло водой, да еще кипяток попал на ногу, на руку - чёрт, дерьмо, проклятый чайник, как здесь тесно и тупо, и т.д.

Эмоциональный интроверт не ориентирован на эмоциональную насыщенность происходящего, он не делает поспешных легкомысленных оценок.
Он знает, как надо относится к тем или иным предметам, вещам, людям, событиям.
После того, как отношение к чему-то у него оформилось в должные эмоции, ему совершено безразлично, какие эмоции диктует реальная текущая ситуация.

Если мужики козлы - то они козлы независимо от того, как ведет себя этот конкретный козел сейчас.
Если бабы - дуры и истерички, то будь ты сегодня хоть ангел с крыльями по своим поступкам и поведению, эмоционального интроверта не переубедишь.

Это касается всех базовых ситуаций и отношений.
Эмоциональные стратегии и представления определены, главное прикладывать их к соответствующим ситуациям и предметам.
Эмоциональные интроверты - теоретики эмоций. Они знают, как надо относиться ко всему вокруг.
И если у вас другое мнение, вам будет тяжело, практически невозможно им это объяснить.

Ощущение
Ощущающий экстраверт рассматривает и пробует на вкус всё, что попадает в поле его внимания.
Если вещь кажется ему достойной, он пытается рассмотреть/распробовать ее во всей ее индивидуальности.
Красивое/некрасивое, вкусное/невкусно, прекрасное/отвратительное - все это определяется на месте, здесь, сейчас, именно в данной ситуации.
Причем отношение к предмету, событию, человеку зависит не только от каких-то объективно данных их качеств, но и от их конкретного проявления.
Красивый может показаться отвратительным, вкусное - гадостью.
Опыт есть, но он каждый раз проверяется. И либо подтверждается, либо у предмета наблюдения находятся специфические черты, объясняющие именно такую оценку, этот сиюминутный взгляд.

Зато ощущающий интроверт не рассматривает и не пробует. Он знает.
Ему известно, что стрит-арт отвратителен, передвижники - отечественная тупая мазня, женщина должна быть белокурой, высокой и худой, а парень - иметь квадратную челюсть, карие глаза и длинные ресницы. В том смысле, что мужчина должен выглядеть мужественным, а женщина - женственной.
Яйца можно употреблять только в виде яичницы-глазуньи, и вообще вредны.
А круче всего - нефильтрованное светлое. Или сухой мартини. И т.д.

Интроверт никогда не смотрит на предмет новыми глазами, ему не нужно.
Он все равно видит то, что у него отложилось в памяти в качестве идеального образа для данной ситуации.
Ощущающий интроверт никогда не пробует еду для того, чтобы найти новые ощцщения. Он всегда пытается понять одно - как это соотносится с привычным для него эталонным вкусом данного блюда.
Это такие теоретики визуальных и вкусовых характеристик.

Интуиция
Наконец, интуит-экстраверт никогда не видит одну и ту же ситуацию одинаково.
Контекст меняется всегда, и надо его понять.
Потенциал предмета, человека, проблемы, случая раскрывается в процессе реального взаимодействия.
И фактически никто и ничто никогда не предполагается равным самому себе. Интуитивный экстраверт каждый раз заново оценивает все вокруг.
Конечно, он помнит о том, как это было в прошлый раз.
Но он всегда готов к изменениям, к появлению новых оттенков, новых смыслов. И это новое ищет.

Интровертный интуитив, как вы понимаете, обращен не к конкретному предмету, человеку или ситуации, а к типичному предмету, типичному человеку и типичной ситуации во всем наборе из возможных проявлений.
Он имеет некоторое общее представление о том, каков теоретически потенциал у того, что находится в поле его восприятия.
И как происходящее должно развиваться.
Нового он не ожидает.
Поэтому главное - правильно классифицировать происходящее.
Затем все будет так, как ожидается.



В общем, экстраверт всегда включен в текущую ситуацию, пытается уловить новые детали и свойства происходящего, действует и экспериментирует.
Экстраверты - практики.
И их отношения с действительностью зависят не столько от знаний об этой действительность, сколько от представлений о техниках и технологиях взаимодействия с ней.
Вообще, экстраверт должен не столько приобретать знания о предмете, сколько умения работать с ним в нужном ключе.
Впрочем, знания он тоже накапливает. Только это скорее некие навыки.

Интроверт ориентирован на имеющийся у него опыт. Он не практик, он теоретик.
Действовать ему лениво, он предпочитает поговорить о теории происходящего, поделиться своими представлениями.
Если теоретик-интроверт обладает достаточно богатым опытом, знаниями и выверенными, правильно сформированными предметно-ситуативными шаблонами, то он - страшная сила.
Правильная схема, теория позволяет не отвлекаться на детали и решать проблему по сущностным характеристикам.

91685-600x401-dreamstime_5926115


Впрочем, это был рассказ о моих наблюдениях и их обобщении.
Так вопрос о том, должны ли мы все-таки считать, что функции четыре, или исходить из того, что их восемь, не решить.
Но можно переформулировать вопрос.
Психологическая установка - это разный режим работы одной и той же функции, или же речь идет о двух отдельных функциях каждого вида, практической и теоретической?


Introversion-Extroversion-Social-Natural

Вот вам хороший пример не вполне правильного, неполного, поверхностного  понимания того, что такое интроверсия, а что такое - интроверсия. Почему, как вы думаете?



Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.8.Психические функции и подсистемы организма.
Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.10. Физиология экстраверсии/интроверсии.

Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).

Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике.






Buy for 20 tokens
1) Первоначальный сценарий «похищения» депутата Верховной Рады Гончаренко показался руководству СБУ скучным. Тогда оно ознакомило сотрудников, разрабатывающих операцию, с электронной декларацией депутата. После этого в сценарии появились пытки, кислота, молоток, выжигание глаз и сломанные коленные…

Комментарии

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
3 май, 2013 17:18 (UTC)
Что то я себя никак не определю.
svetlanavlady
3 май, 2013 17:23 (UTC)
Я не аноним, извиняюсь.
vg_saveliev
3 май, 2013 17:26 (UTC)
Как натура поэтическая и не очень логичная, вы должны быть эмоционалом. Кроме того, у меня впечателение, что вы экстраверт. Значит, варианты - Наполеон, Гексли, Гюго, Гамлет)
svetlanavlady
3 май, 2013 17:43 (UTC)
Вот совсем не поэт. Просто концентрирую мысли, чтоб в трех словах максимум информации:-)
vg_saveliev
3 май, 2013 18:08 (UTC)
Это вам кажется, что вы их концентрируете. У меня, например, такое впечатление не возникает. Эта ваша реакция тоже очень похожа на реакцию эмоционала, который ценит не свои сильные, а свои слабые стороны. Такое происходит довольно часто.
(Анонимно)
3 май, 2013 18:37 (UTC)
Интересно, и к какому типу автор сам себя причисляет?
nikta_ignis
3 май, 2013 21:07 (UTC)
Я -- интроверт. А остальные описания в этом тексте мне не подходят. В соционику не верю. У меня сложилось впечатление о ней, как о неестественной науке. Не соответствующей действительности.
vg_saveliev
3 май, 2013 21:39 (UTC)
Ну что ж. Вполне интровертное сообщение.
tintarula
4 май, 2013 00:24 (UTC)
Ну я, конечно, интроверт - тут сомнений быть не может. Но пробовать всякую еду (например) я очень люблю, но потом выбираю то, что мне понравилось. Хотя попробовать что-то новое - всегда. Услышанному/прочитанному сначала верю, если убедительно изложено. Потом нахожу другой текст - и верю уже ему, или хотя бы начинаю сомневаться в первом. И удивляюсь: надо же а я не заметила, оказывается, очевидных вещей!Какой интересный ракурс, взгляд, интерпретация! Потом да, принимаю одно из пониманий за свое. Теоретических объяснений не понимаю, мне надо пошевелить руками, сделать ногами (например, вязание и т.п.). Увы, даже это забываю (не могу вспомнить, как вязать "рачий шаг", а шпаргалку куда-то дела). Общение мне дается не слишком легко, но в то же время выступление перед большой аудиторией не вызывает никакого страха и вообще излишних эмоций: ну подумаешь, поручили (или просто надо по статусу) - выступлю. Поэтому меня раздражает книжка американки про интровертов: там слишком много о том, как интроверты боятся выступать. И вообще слишком много теории. Когда же практика будет?
А по вашей классификации никак не могу определиться. И то подходит, и это. Тем более и кое-что из экстравертных характеристик подходит.
vg_saveliev
4 май, 2013 00:57 (UTC)
Все, что вы о себе написали, очень размыто. Можно трактовать и так, и так.
Интроверты выступать не боятся, конечно. Это полная чепуха. Как на картинке.
Возможно, одна из ваших сильных функций - ощущение, или видуально-вкусовая. А вот первая или вторая - вопрос.
"Верю тому, что написано" - это про отсутствия интуиции. Интуит проигрывает варианты всегда. Поэтому не то, чтобы не доверяет - видит другие возможности. А значит, соменвается.
Если подвигать руками - значит, можно предположить мышление. Особенно в связи с тем, что общение дается не очень хорошо. И, скорее всего, мышление как функция восприятия, первая. Тогда либо Штирлиц в экстравертном варианте, либо Горький в интровертном. Правда, Горький теории понимает. Если хочет. Тогда скорее Штирлиц. Но тогда вы экстраверт.
Или наоборот,ощущение на первом месте, мышление на втором. Но тогда это вариант Габена. Потому что Жуковы теории понимают. Еси захотят. А вот вкус и вид - как должно, как положено, как пивычно, как учили.
Впрочем, информации принципиально мало.

Edited at 2013-05-04 00:59 (UTC)
tintarula
4 май, 2013 02:15 (UTC)
Тогда продолжим. Отсутствие интуиции - скорее всего верно. Пока я слушаю, я не сомневаюсь. И хорошая мысля если и приходит, то очень опосля. Я журналист (последние 12 лет), и интервью - абсолютно не моя стихия. Я не оцениваю сказанное, пока оно говорится, не могу задать вопрос просто потому, что вопрос не возникает. Потом, поразмыслив, вижу нестыковки, и то не всегда.
Ощущение - да. Люблю ощущение, когда входишь в воду. В горячую - в ванну, или в холодную - в море. Именно как процесс. Ощущение ситца или натурального шелка (платье, например).
Обоняние у меня практически отсутствует, поэтому духи и прочее покупаю наобум. Мне все равно. Считала, что это у меня после гайморита, когда мне в детстве делали проколы. Но потом знакомая сказала, что у нее очень развито обоняние, а причину она видела в том же: в гайморите и проколах.
Люблю строить планы. Если статья не получается с налету, пишу план. В какой-то момент забываю в него заглянуть - когда само пошло. Каждый месяц отмечаю (в течение многих лет), сколько статей написано, сколько раз подметала, сколько раз мылась и т.д. Когда-то вдохновилась Граниным "Эта странная жизнь" и в течение лет трех отмечала, сколько времени на что потратила. Была очень удивлена результатами. Перестала отмечать, когда поняла, что все про меня понятно.
Как-то так.
vg_saveliev
4 май, 2013 02:24 (UTC)
Вы же вроде бы читали мои тексты? Когда входишь в воду, когда касаешься шелка - это не ощущение в приницпе. Это строго определенное ощущение. Какое?
russian_hawaii
4 май, 2013 07:42 (UTC)
Очень интересный пост. СПАСИБО! Дает над чем задуматься.

Вот у меня вопрос. Прочитав, что Вы написали, создается впечатление, что интроверты являются по большей части теоретиками и до воплощения у них руки не доходят. С одной стороны, по моему опыту, кажется очень верным. Но с другой стороны вопрос: Я тут читала, что американские специалисты по теме интровертов и экстравертов сходятся во мнении, что Барак Обама и бывший американский президентский кандидат Ромни являются интровертами. Ну уж их не запишешь в теоретики. Они толкают практику! Какое Ваше мнение?

Еще вопрос: Какие практические советы могли бы Вы дать интровертам, которые в основном теоретики, чтобы они не просто теорией занимались, а воплощали в практику? Как им сдвинуться с мертвой точки и толкать практику?
vg_saveliev
4 май, 2013 12:26 (UTC)
Барак Обама - экстраверт. Ромни, кажется, тоже. Но я его толком не рассматривал.
Пока я могу сказать, что у человека - две сильные функции, одна экстравертная, другая интровертная. То есть каждый из нас в какой-то части практик, а в какой-то - теоретик.
С точки зрения экстраверсии-интроверсии человек характеризуется по первой, акцептной, воспринимающей функции. Если у вас эта функция интровертная, вы всегда будете несколько теоретиком в зоне ее ответственности. И у вас в целом будет преобладать интровертность как установка.

Edited at 2013-05-04 14:53 (UTC)
3000top
4 май, 2013 13:43 (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

vg_saveliev
Валерий Савельев
http://vg-saveliev.ru

Наука - как искусство. Тоже требует жертв. И средств, увы!









Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel