Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Categories:

Фундаментальные политические проблемы текущего периода.

Теперь используем концептуальный подход. Что происходит в данный момент в российском социуме?

Президенту, премьеру, различным политикам и властным учреждениям приходится постоянно решать большое количество вопросов. Какие-то проблемы могут привлекать большее внимание и занимать больше времени, какие-то – меньше. Что-то может вызвать большой общественный резонанс, что-то останется практически незамеченным. Например, сегодня имеется два острых внешнеполитических кризиса – арабский и японский. Президент наверняка уделяет большое внимание реорганизации милиции. Вряд ли здесь обходится без премьера. И президент, и премьер постоянно ездят по стране и миру. Перечислять не имеет смысла, можно посмотреть в новостях, это текучка. Кроме того, у президента есть своя, личная повестка дня – модернизация экономики страны, инновационное развитие и т.д. Есть, кажется, такая личная повестка дня и у премьера – это нефтегазовый комплекс, связанные с ним транспортные сети и внешнеторговые проблемы. Все это важно, вне всякого сомнения. Но каково значение этих проблем? Являются ли они теми проблемами, которые заставляют общество приходить в движение, разбиваться на лагеря, спорить, бороться, намечая, таким образом, линию дальнейшего движения? Ведь нужно-то определить явления структурирующего характера, то, что действительно определяет развитие социума. Наиболее важные вопросы, ответ на которые предопределит дальнейшую эволюцию. Если предположить, что такое возможно. Причем борьба не обязательно должна быть явной. То есть не обязательно должны формулироваться ее истинные цели теми самыми словами, в которых мы ее можем представить на теоретическом, сущностном уровне.

По-моему, такие проблемы есть, и это не обязательно те проблемы, которые пытается выдвинуть на первый план сама власть. Даже в лице ее высших представителей. Взять проблему модернизации экономики, выделенную президентом Медведевым. Действительно, общая необходимость модернизации есть. Но задача модернизации в плане развития всего социума, а не только его хозяйственного сектора, на сегодняшний день не является первоочередной и определяющей. Правда, некоторые из аспектов модернизации могут быть использованы для выхода на структурообразующие аспекты социального развития, но это уже совсем другая история. Хороший пример того, как логика общественного развития отвергает несвоевременные проекты, показало время правления М.С. Горбачева. Он ведь начал с хозяйственной перестройки, в том числе попытался поставить во главу угла проблему научно-технического прогресса. А чем закончил?

В социуме все время идет процесс реформирования, перестройки, реорганизации. Но перестраивается не все общество одномоментно, это просто невозможно. Общество, в котором в данный момент времени попытались бы подвергнуть реконструкции все его структурные элементы, просто рухнуло бы. Погибло бы безвозвратно. Однако так не происходит. У социума есть три подсистемы, и серьезные реформы идут обычно в одной из них, иногда в двух, на границе их пересечения, непосредственной взаимозависимости. Российский социум с 1987 года переживает реорганизацию властно-политической подсистемы. Подсистемная реорганизация длится 31 год. То есть перестройка властно-политической системы в данный момент вступила в завершающую стадию процесса. Она закончится в 2017 году, то есть в течение ближайших семи лет. В то же время с 2014 года начнется период реорганизации деятельностной подсистемы. Именно тогда проблема модернизации, диверсификации и инновационного развития торгово-экономической системы может приобрести структурообразующий характер (то есть фактически, с точки зрения политической, но именно политической, мы имеем модернизационный фальстарт).

Конкретизировать процесс властно-политической реорганизации можно следующим образом. В 1987-1996/1999 гг. решался вопрос о конституирование центральных органов власти, в том числе о принципе их взаимодействия. Моноцентрическая (моноархическая) организация центральной власти сменилась полицентрической (полиархической). В результате мы имеем разделение властей в виде нескольких независимых (ну, как минимум формально, знаю все возражения, это тема для особого разговора) органов центральной власти (президент, премьер и правительство, федеральное собрание, суды). В 1996-2005/2008 годах этот новый центр выяснял отношения с территориальными органами власти, перестраивалась система взаимозависимости общефедеральных и региональных властей, на смену децентралистскому типу политической власти пришел централистский. Кончилось это, как все помнят, отменой губернаторских выборов и вовлечением в процесс назначения губернаторов местной выборной элиты. Последнее связано уже со следующим, завершающим этапом властного строительства. Сегодня стоит вопрос о субъекте политической власти. Здесь на смену власти выборного правителя идет власть выборной элиты. Процесс конституирования власти выборной элиты – 2005-1014/1017 гг. В нем мы, собственно, и живем сегодня. Этот процесс определяет все наше текущее политическое развитие.

Период 2005-2017 гг. может быть, в свою очередь, разбит на собственные маленькие периоды. 2005-2008 гг. – начальная фаза, встает сама задача определения субъекта политической власти в новой властно-политической системе, к этому моменту оформившейся и на уровне центральных, и на уровне взаимодействия центральных и территориальных органов. Намечаются те лица и центры, которые данную задачу будут решать. В 2008-2011 гг. должна определиться конкретная цель этих усилий. В этот период должно окончательно утвердиться понимание, что вместо власти выборного правителя нужно переходить к власти выборной элиты. И 2011 год до известной степени можно считать решающим в этом смысле. Потому что в этом году определяется, кто или что, какой (какие) властный орган или институт, будет за достижение этой цели отвечать. 2011 год входит также и в другой подпериод – 2011-2014 гг. В рамках этого отрезка времени решается вопрос о средствах, которыми власть выборной элиты будет закрепляться. Наконец, в 2014-2017 гг. будет стоять вопрос о том кто именно, то есть, видимо, какие партии эту власть выборной элиты будут осуществлять.








Tags: Медведев, Путин, анализ, выборы 2011, выборы 2012, прогноз
Subscribe
promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments