Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Category:

Главные проблемы властно-политического развития (продолжение)


Что такое власть выборной элиты? В самых общих чертах можно сказать, что это такой режим властно-политических отношений в социуме, при котором властным субъектом, то есть полноценным и полноправным участником власти, является некое множество лиц, занимающих легальные властно-политические позиции. Режим власти выборной элиты противоположен режиму власти выборного правителя. Разбирать способы институциализации власти выборной элиты я сейчас не буду. Необходимая исследовательская работа еще не проделана, поэтому сколько-нибудь уверенно указать на базовые черты и индивидуальные страново-исторические свойства такой институализации, без опасения быть произвольным, не точным, поверхностным, я не возьмусь.


Ну, вот, например, наша современная власть. Она, бесспорно, является выборной (хотя даже на эту тему можно поспорить). Далее, можно заметить, что население выбирает в два властных органа – в Думу и в президентство. Казалось бы, с точки зрения легитимности и депутат Думы, и президент получаются равноправными участниками политического процесса. Их отличают только должностные полномочия. Чем вам не выборная властная элита? На первом уровне она включает президента и депутатов государственной Думы. На втором уровне легитимности – производных назначенцев. Тех, кого назначает президент. Тех, кого назначает Дума. Тех, кого они назначают и контролируют совместно. И так далее.… Но тут мы учитываем еще один фактор, и наметившееся представление рушится. Государственная дума избирается по партийным спискам, по пропорциональной системе. То есть избираются не конкретные депутаты, а партия. Это значит, что, с одной стороны, обращать внимание нужно не столько на конкретных депутатов, сколько на руководство парламентской партийной группы. С другой стороны, имеют значение и внутридумские должности тех или иных лиц. С третье стороны, на уровне партии можно предположить и влияние лиц, никаких управленческих должностей не имеющих. И так далее. Очень сложная и запутанная картина. Кто становится субъектом власти? Партийное руководство? Опять же какое? Руководящий совет, как бы он ни назывался? Какие-то другие управленческие партийные органы? Председатель партии? Или верхушка думской фракции партии? Нужно также учесть, что в России существует новая, еще не до конца оформившаяся властно-политическая система. Представить себе сегодня ее зрелые формы на основе только российского материала вообще невозможно. Так что этот вопрос, проблему институализации власти выборной элиты, мы пока отложим. Также как и вопрос о том, как де-факто оформляется власть выборного правителя.


Здесь я могу только отметить один признак, по которому можно судить о том, какой властно-политический режим мы наблюдаем. Самый главный, наверное, в ряду всех остальных. Это - общепринятое мнение о том, что наверху не один, а несколько руководителей. В последний год второго президентства В.В. Путина других руководителей не было. Понятно, что был и Грызлов, и Миронов; и те же Медведев, Иванов, Сечин, Сурков, Собянин и др. Последние, правда, большую часть времени были известны в основном людям, хоть как-то интересующимся политикой. Но все они воспринимались людьми В.В. Путина, не проводниками даже его политики, а просто чиновниками, исполнителями воли на том или ином управленческом участке. Никак не властно-политическими субъектами. В последний год своего президентства Путин не нуждался ни в равноценных субъектах властно-политического процесса из своего лагеря, ни в поддержке политиков не из партии власти. Сегодня картина несколько изменилась. Дуумвират – это уже два полномочных политика. Периодически мы с этим сталкиваемся. Были расхождения помельче, была различная позиция по Лужкову, теперь вдруг возник чуть ли не конфликт из-за Ливии. Естественно, если возникает расхождение во мнениях двух лидирующих субъектов власти, рождаются предпосылки для обретения независимости другим сторонам властно-политического процесса. Грызлов и Миронов, как руководители палат федерального собрания, получают возможность маневра. Даже если они ею не воспользуются, это меняет их властно-политический потенциал. То же происходит в положении других действующих лиц власти. Может быть, так он и запускается, это процесс перехода власти от одного лица к группе лиц?


2011 год – это фактически год принятия решений о том, кто, какой человек, какие люди, какие властные учреждения будут утверждать власть выборной элиты в дальнейшем (и здесь теоретически нет предопределенности, это могут быть и существующие, и внесистемные оппозиционные органы). Одновременно это год предварительного определения средств, которые есть у выборной элиты для утверждения своей власти. Видимо, ключевым моментом тут будут выборы в Думу и политические маневры, с этими выборами связанные. Причем теоретически возможен, как всегда, как вариант сохранения власти текущей правящей группой, так и вариант перехода власти в руки какой-либо группы, более точно выражающей текущую тенденцию развития. То есть можно предполагать, что если В.В. Путин попытается не только вновь стать президентом, но и вернуть все как было, сделает ставку на свой личный авторитет, свои прежние заслуги в построении централизованной власти, станет утверждать свою единоличную власть, то он вполне может потерять эту власть, де-факто или/и де-юре, в результате деятельности своих соратников или как следствие успешного бунта оппозиции. Вплоть до потери власти все политической верхушкой и партией «Единая Россия».


Притом, что единоличная власть, в общем-то, не обязательна. Разногласия, споры и даже конфликты внутри властной группы не только не являются фатально опасными, они зачастую даже дают преимущества, особенно в ситуации фактической однопартийности. У нас же как. Либо все мыслят совершенно одинаково, либо общество распадается на совсем уж непримиримые группы спорщиков. В результате обсуждение злободневных вопросов остро необходимо, но не очень возможно. Дискуссия превращается в радикальное противостояние. Нет консенсуса по базовым вопросам, нет взаимного доверия. Вместо того чтобы найти варианты решения проблемы, собеседники быстро превращаются в неприятелей, использующих проблему для критики и дезавуирования противника. И только. Диалога не получается. Недаром у нас пользовались таким успехом дуэли Владимира Соловьева! Может быть, переход от такой конфликтной политической среды к среде конкурентной имеет необходимым моментом возникновение обособленных группировок внутри правящей группы?


Как создать два полюса в рамках одного политического лагеря? Инициировать возникновение сильной либеральной партии для того, чтобы в дальнейшем вступить с ней в коалицию? Принять Медведева в состав «Единой России», создав там либерально-модернизационную фракцию, с правом на свою точку зрения, и делегировав этой группе определенные властные позиции в государстве? Создать институт формального сопредседательства в партии и закрепить союз разделением властных должностей? Наверное, есть и другие варианты. Посмотрим, что придумает наше руководство. И кто будет инициатором. Интересно также, останется ли В.В. Путин на высоте стоящих перед социумом задач. С централизацией он справился мастерски.



Начало цикла: Грядущие выборы и раннее политическое обострение.
Продолжение: Партии и идеологии на политическом поле и конституция властной элиты (продолжение).








Tags: Медведев, Путин, анализ, властно-политическая система, выборы 2011, выборы 2012, прогноз
Subscribe
promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment