?

Log in

No account? Create an account

Обратно | Туда

Собчак на съезде Гражданской  инициативы, 24.12.17.png

В платформе "раз-два-три", которую Ксения Собчак вчера представила, две базовых политических идеи.

Во-первых, превратить "суперпрезидентскую" республику в парламентскую.
Это, если я правильно понял обнаруженные авторами причинно-следственные связи, приведет к разделению властей и восстановит сменяемость власти.

Во-вторых, восстановить федерализм.

Эти идеи, на мой взгляд:
а) абстрактны;
а) не имеют политической перспективы.

В США существует президентская республика, во Франции тоже.
Это не мешает разделению властей.

Закрыть возможность для длительной несменяемой власти в президентской республике гораздо проще, достаточно просто недвусмысленно запретить более двух сроков.
В то же время в парламентских республиках такого запрета на премьерство обычно нет.

Разделение властей в России имеет формальный характер вовсе не потому, что у нас президентская республика.
Разделение властей во всех странах базируется прежде всего на том, что есть как минимум две мощные правящие политические группировки.

Эти группировки сменяют друг друга у власти, расставляя на разных должностях своих людей.
Победившая группа просто не имеет возможности и полномочий зачистить своих побежденных противников везде.
Однако она также знает, что в случае поражения тоже не будет зачищена.
Именно это является одной из причин независимости судов, например.

В президентской республике есть свои преимущества.
Например, парламентариев гораздо легче купить.
Что, собственно, мы и проходили в 90-е годы.
Ни один депутат не имеет всенародного мандата, он либо представляет партию, либо каких-то местных избирателей.
Президент представляет всю гражданскую нацию.

Равноудаление олигархов и отстранение их от активной политической деятельности при парламентской форме правления принципиально невозможно.
При президентской это в той или иной степени случилось.

Президент, избранный прямым всеобщим голосованием, больше зависит от простых граждан, чем любой парламент.
И вынужден с ними считаться гораздо сильнее, чем любой парламентский кабинет.

В этом смысле демократические  идеи платформы Собчак выглядят как олигархические  идеи платформы Собчак.
То есть кое-кто их старых олигархов хочет вернуться к активной политике.

Премьера может отправить в отставку собственная партия.
Президента нет.

Президентская республика в США прекрасно работает.
И это достаточно гибкая форма правления.

Наконец, президентство в России сложилось и устоялось исторически.
Сама форма правления допускает как сильную фигуру президента, так и досточно слабого, который разделяет власть с премьером и парламентом.
То есть, как только парламент созреет для того, чтобы править наравне с президентом, он сможет это сделать.
Но зачем ему это сейчас, когда президентом является реальный лидер правящей партии, а сильной оппозиции нет?

Видели вчера съезд "Единой России"?
Можете себе представить ее в оппозиции Путину?

Приблизительно так же обстроит дело с федерализмом.
Помните, в какой ситуации Путин пришел к власти в 1999 году?
Провинциальная самостийность, фронда региональных начальников.
Как следствие – управленческий паралич.
Может быть, люди, граждане при таком положении вещей чувствовали себя лучше в своих регионах?
Нет, ничего подобного?
Может быть, в регионах было больше денег?
Или было меньше коррупции и прямого воровства?
Тоже нет.
Тогда зачем?

Ради демократии?
Но нас сегодня самоуправление нужно не столько на уровне субъектов федерации, сколько на уровне места жительства, районов и поселений.
Хочет народ этим заниматься?
Как-то не очень.

Есть общий демократический лозунг, а есть исторически сложившаяся социальная реальность.

Сейчас в России установился формальный федерализм.
На самом деле, мы имеем фактически унитарное государство.
Но унитаризм установился не де-юре, а де факто.
Как только в обществе сложится консенсус по курсу на федерализацию, она легко восстановится.

Более того, есть социальный закон: в государстве постоянно чередуются фазы централизма-децентрализма.
У нас сейчас период централизма, и ломать его, надеясь, что после этого все расцветет, наивно.
Ломали уже. Ничего не расцвело.

Конечно, проще всего объяснить это злой волей Путина.
Он отступил от демократических принципов, а должен был их внедрять, растить и поддерживать.

Но демократия так не работает!
В настоящей выборной демократии власти не воспитывают свой народ, а действуют так, как он хочет.

Когда наша либерально-демократическая общественность этой поймет, у нее появится шанс на успех.
Потому что сегодня либералы и демократы все еще хотят не служить народу, а нести в него свое представление о том, как этот народ должен жить.
Просто потому, что темный народ не знает, а светлый российский интеллигент – всегда.

Что же касается программы Собчак, все проблемы ее оппозиционности сосредоточены уже в преамбуле, буквально в первых строках.

"Важнейшей проблемой нашей страны сегодня стала несменяемость власти, порождаемая ею коррупция и, как следствие, несправедливое распределение общественного блага, замедление технического и социального прогресса, международная изоляция, экономический кризис".
https://sobchakprotivvseh.ru/steps123

Проблема несменяемости власти вторична.
Первична проблема наличия оппозиции.

Россия находится на переходе от государства националистического и этатистского, каким она была при царях и генсекретарях ЦК КПСС, к государству либеральному и демократическому.

Первую ступень, либеральную мы более-менее взяли.

Что такое настоящая демократия, какой она бывает, как функционирует, зачем она нужна людям и что о т нее можно, а что нельзя получить, мы пока не очень хорошо понимаем.
Представления о том, что есть истинная демократия, настолько невнятны, что демократическое крыло политического спектра до сих пор никак не может оформиться и стать реальной системной оппозицией.

В результате политико-идеологический диалог идет не между либералами и демократами, как в развитых странах Запада, а между либералами, этатистами и националистами.

В результате этого либеральная группа, находящаяся у власти, сильно отягощена этатизмом.
Это не дает этатистам выступить в роли настоящей оппозиции партии власти.
Но это же лишает нас оппозиции вообще.

Демократы, либеральные демократы должны понять то, что происходит в современной России.
И выработать адекватную программу.
Только тогда может появиться нормальная сильная оппозиция правящей группе.
Это приведет к восстановлению системной политической конкуренции.
И, как следствие, ко всему остальному, вплоть до разделения властей.
И решению проблемы несменяемой власти одной, и только одной, правящей группы.

Пока же либерально-демократическая общественность и в массе своей, и в политическом активе, к этому не готова.
Это очень печально.
Но это факт.

Да, еще один момент.
Платформа Собчак работает на Путина.
Все ее предложения легко обыграть так:
"- Не хотите, чтобы вместо президента, который понятен и на виду, был аморфный парламент и слабый, партийный премьер под влиянием олигархических групп?
- Боитесь, что так называемая "федерализация" разрушит страну и приведет большинство регионов в упадок?
- Вас пугает безвластие 90-х?
Голосуйте за Путина!
Сильной президентской власти в России нет альтернативы!"

Понятно, что Путин победит.
Хуже того, совершенно понятно, что партия на такой платформе никогда не станет мощной политической силой.


Рубрики ЖЖ: Политика и общество.



Телеграмм-канал
Фейсбук

Записи из этого журнала по тегу «демократия»

Buy for 40 tokens
Лысый орел – символ Америки. Вы его изображения не раз видели. Посмотрите теперь, как он действует)). Как бы вы себя чувствовали, если бы вы шли к себе домой, спокойно перекусывая на ходу бутербродом, когда вдруг кто-то вырывает ваш бутерброд и делает ноги? Вы были бы в ярости, не так…

Комментарии

( 46 комментариев — Оставить комментарий )
isk_and_er
24 дек, 2017 13:43 (UTC)
запретить более двух сроков - в 2008 поменялся президент. Помогло?
dimon0345
24 дек, 2017 14:04 (UTC)
"В этом смысле демократические идеи платформы Собчак выглядят как олигархические идеи платформы Собчак.
То есть кое-кто их старых олигархов хочет вернуться к активной политике."

А разве это не суть ВСЕХ либералов, что не являются наивными детьми?
(Скрытый комментарий)
(без темы) - vg_saveliev - 25 дек, 2017 01:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dimon0345 - 25 дек, 2017 14:14 (UTC) - Развернуть
isk_and_er
24 дек, 2017 15:30 (UTC)
Как только в обществе сложится консенсус по курсу на федерализацию - как это определить? Власть прилагает все усилия чтобы этого не случилось, укрепляя вертикаль.
vg_saveliev
25 дек, 2017 01:39 (UTC)
Правильно, потому что эта власть сформировалась на фоне бардака из-за децентрализации, а вертикаль власти - это именно централизация власти в центре в ущерб политическим возможностям регионов.
Естественно, эта власть будет бороться за сохранение централизма.
А новый консенсус сложиться в обществе по этому вопросу к следующей властно-политической реорганизации, к 2059 году. И меняться отношения между центром и региональными властями будут в 2068-2089 гг. http://sociology.vg-saveliev.ru/Russia.html
Некоторые послабления могут быть сделаны, но тенденция к унитаризму до этого времени будет доминировать.
Политик, ориентированный на децентрализм, может заявлять об этом как о программе-максимум, но в программе-минимум должен делать оговорку о пользе централизма на данном этапе и провозглашать борьбу только с его перегибами. Иначе идея децентрализма будет от него отталкивать.

Edited at 2017-12-25 01:40 (UTC)
isk_and_er
26 дек, 2017 15:54 (UTC)
Государство может быть сильным и не быть при этом иерархически централизованным. Оно может и должно иметь различные центры власти испрлняющие свои функции и уравновешивающие друг друга.
(без темы) - vg_saveliev - 26 дек, 2017 16:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 16:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 26 дек, 2017 16:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 16:39 (UTC) - Развернуть
isk_and_er
24 дек, 2017 15:34 (UTC)
Интеллигенты лучше распознают фальш, быстрее понимают к чему мы движемся. А простые люди верят что западный фашизм двигается к нашим границам. И готов терпеть полуголодное существование, отлько чтобы нас не завоевали. И голосует соответственно. Не народ хочет а власть выполняет, а народ хочет то, что ему подсказывает и навязывает власть. У нас власть является источником власти. Она решает кому делегировать свои полномочия, народ - безмолвствует.
dimon0345
24 дек, 2017 16:53 (UTC)
Интересно, а кого вы определяете, как интеллигента? Художников типо Павленского или людей работающих в КБ и Лабораториях?
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 15:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dimon0345 - 26 дек, 2017 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 16:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dimon0345 - 26 дек, 2017 16:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 16:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dimon0345 - 26 дек, 2017 16:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 16:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dimon0345 - 26 дек, 2017 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 17:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dimon0345 - 26 дек, 2017 17:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dimon0345 - 26 дек, 2017 17:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 17:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dimon0345 - 26 дек, 2017 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 27 дек, 2017 14:24 (UTC) - Развернуть
recipient3
24 дек, 2017 15:38 (UTC)
ГоловяЩяя ГоРова...
ftyruoert
24 дек, 2017 16:19 (UTC)
Чтоб появилась хоть какая то оппозиция она должна иметь доступ к общению с народом. Объяснять свои программы, иметь возможность спрашивать с власти за ее действия и т.д. В 90-е раскол КПСС произошел только по решению Горбачева. Не запусти он гласность и Ельцина никто и никогда бы не узнал и все бы верили в непогрешимость КПСС. И КПСС стояла бы еще много и много лет. Ни в одной тоталитарной стране не было оппозиции-неужели они во всех странах были бездарны и немощны. Увы не верится. Просто диктаторы загоняют ее под коврик и сожалеют что и поговорить не с кем.
caith_sith
25 дек, 2017 08:17 (UTC)
Пхе. Оппозиции кто-то с народом общаться не дает. Вы серьезно? Оппы просто уже успели о народе, стране и их истории наговорить столько такого, что их слушать не хотят. Вы действительно думаете, что в наш информационный век что-то скрыть можно?!
(без темы) - ftyruoert - 25 дек, 2017 15:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - caith_sith - 25 дек, 2017 17:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 26 дек, 2017 16:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - caith_sith - 26 дек, 2017 19:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 27 дек, 2017 14:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - caith_sith - 27 дек, 2017 19:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 29 дек, 2017 03:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - caith_sith - 29 дек, 2017 08:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 29 дек, 2017 12:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - caith_sith - 29 дек, 2017 17:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isk_and_er - 29 дек, 2017 17:26 (UTC) - Развернуть
bookkermaster
24 дек, 2017 20:21 (UTC)
Не, оно, конечно, понятно, что парламентская республика - это не очень актуально.
Но домики для уток, достали уже прямо сейчас. Вот что плохо-то!
(Скрытый комментарий)
vg_saveliev
25 дек, 2017 01:22 (UTC)
За хамство я баню.
ivan_kiselev
25 дек, 2017 17:11 (UTC)
Вы хорошо обыграли программу Собчак.
Но ответы:
- да, я хочу, чтобы слабый премьер был под влияние олигархических групп
(потому что иначе ниоткуда не возьмутся РАЗЛИЧНЫЕ группы, что необходимо для равновесия в стране)
- да, федерализация приведёт к конкуренции регионов, что если считать всех идиотами может привести к разрушению, а если не считать - то к сотрудничеству, в любом случае, я не хочу, чтобы регионами правили из центра
- нет, не боюсь, "боящийся не совершенен в любви", парламентская республика - новое для России, она могла родиться в начале 90-х. но Ельцин её убил, всё худешее, что было в России в 90-х было позже 93-его и было результатом этого убийства
( 46 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

vg_saveliev
Валерий Савельев
http://vg-saveliev.ru

Наука - как искусство. Тоже требует жертв. И средств...









Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel