?

Log in

No account? Create an account

Обратно | Туда

Коммунизм сегодня.png

Маркс ничего не понял.
Подошел очень близко, но не понял, не справился с материалом.
Ни в устройстве общества, ни в определении движущих сил истории.
На Западе это известно, там марксизм давно разобран по косточкам и никому не интересен.
Конечно, если не брать политически ангажированных леваков из академической или социальной среды.

Реальная проблема в том, что отрицание марксизма само по себе не приближает нас к пониманию сути социальных процессов.
Но поскольку мы продолжаем их не понимать, нуждающиеся в объяснительных схемах и желающие бороться с социальной несправедливостью люди готовы обращаться даже к Марксу. Все-таки он предложил целостное и универсальное понимание общества и истории.
Которое еще и максимально протестно заряжено.

Взгляд Маркса на общество и историю базируется на тезисе о самовозрастании материальных потребностей людей.
Самовозрастание человеческих материальных потребностей лежит в основе социального развития и экономического прогресса.

Однако этот тезис не подтверждается историческим анализом.

В хозяйственных общинах охотников-собирателей никакого самовозрастания потребностей не происходит.
Эти общины настроены не на изменение природной среды и хозяйственный прогресс, а на приспособление к имеющимся условиями и социальную стабильность, даже самоограничение.
Человечество просуществовало в рамках общинной формы десятки тысячелетий.
Без какого-либо взрывообразного прогресса.

Активное экономическое развитие происходит только в государствах, которые существуют всего несколько тысяч лет.
И начинается оно тогда, когда экономическая деятельность направляется не на обеспечение потребностей людей, а на обслуживание войны или торговли, военных или торговцев.
То есть экономическое развитие – не саморазвитие, его стимулируют другие виды деятельности.

Истмат Маркса основывается на теории классовой борьбы.
Однако при трезвом взгляде на историю мы не видим классовой борьбы как особого перманентного явления, пронизывающего всю историю.
Скорее речь должна идти о взаимодополнении и классовом сотрудничестве.

Но иногда народ бунтует.
По разным причинам.
И практически никогда эти бунты не приобретают отчетливые черты классовой борьбы.
Большевики, Ленин говорили, что класс должен себя осознать.
И происходит это тогда, когда авангард класса организуется в политическую партию, вносящую классовое сознание в аморфную массу.

Можно также сказать, что борьба рабов с рабовладельцами не ведет к появлению крестьян и феодалов, а борьба феодалов и крестьян не ведет к появлению капиталистов.
То есть если новые классы и появляются, то это никак не связано с борьбой старых классов.
Но ведь именно новые классы двигают социальный прогресс.
А борьба старых классов сама по себе к изменению определенной формации не ведет.

Кроме того, теория классовой борьбы исключает обратную трансформацию нового общества в старое.
А это не подтверждается историческими событиями.
Россия прекрасно превратилась из социалистического государства в капиталистическое, по классификации Маркса.
И никакого отношения к классовой борьбе это процесс не имел.

Теория классовой борьбы в значительной степени, особенно для капиталистической эпохи, основывается на положении о трудовой прибавочной стоимости.
Которое не выдерживает никакой критики.

Очевидно, что прибавочный продукт создается не только трудом рабочего, но и трудом управленцев.
Более того, скорее речь должна идти не о труде как таковом, а о синергетическом эффекте, который происходит в результате соединения коллективного труда рабочих с трудом управленцев и работой машин.
Причем последние звенья этой цепи, а именно работа управленческого звена и прогрессивные орудия труда, имеют едва ли не большее значение.

Кроме того, наличие самой прибавочной стоимости определяется только в процессе обмена.
Значит, в эту цепочку мы должны включить не только прямых производителей, но еще и продавцов, маркетинговое обеспечение нового товара.
Так что роль рабочего в создании прибавочной стоимости минимальна.

Но Маркс в своей социологии говорит не столько о процессе хозяйственной деятельности, сколько о производственных отношениях, этой деятельностью порожденных.
В этом его безусловная заслуга.
Есть экономика, а есть отношения по поводу экономики.
Которые создают иную социальную подсистему.

Это позволяет пойти дальше Маркса.
Это дает возможность увидеть социум как комплекс взаимозависимых подсистем, модулей.

Однако пока поиск структурирующих социум подсистем наукой не закончен.
Общепризнанной, доказанной социальной теории нет.
Продолжаются попытки тем или иным способом оставить экономику в качестве главной подсистемы социума, что заводит социологию в тупик.
И оставляет приоритет за Марксом.

Нормальный современный политик не должен, конечно, ориентироваться на теорию классовой борьбы.
Социум сложнее, чем видел его Маркс.

Другое дело, что социальные представления наших руководителей не очень понятны.
Однако нормальный адекватный политик может обходиться и без социальной теории.
За счет прагматичного подхода и собственного политического чутья.

Конечно, в условиях, когда хочется не только реагировать на вызовы социального развития, когда есть намерение направить это развитие в определенное русло, хорошо бы социальные законы знать.
Это сильно помогло бы.

Пока официальная наука и ее достижения тут ничем реально помочь не могут, увы.
В лучшем случае это будут перепевы западных концепций, в худшем - доморощенный академический комплекс неясных и непоследовательных представлений, оставшийся в наследство после крушения марксистской методологии.

Остается надеяться только на здравый смысл политиков, а это трудно.

Или на новую теорию общественного развития, которую, конечно, должны придумать в странах перехода – в России или в Китае.

У меня, кстати, новая теория есть (http://vg-saveliev.ru/theory/theory).
Коммунизма она не обещает - ни для всего человечесства, ни для нашей страны.
Но россияне скоро будут жить хорошо.
И страна расцветет так, как никогда раньше.


Рубрики ЖЖ: нет.


Телеграмм-канал
Фейсбук

Последние записи в журнале

promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 75
Buy for 20 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…

Комментарии

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
14 фев, 2018 18:28 (UTC)
Экономические причины вообще редко бывают причинами для бунта. Обычно причины это: свободы, религия, национальная идентичность (её прямой запрет).
fromsolarsystem
14 фев, 2018 18:29 (UTC)
Экономические причины вообще редко бывают причинами для бунта. Обычно причины это: свободы, религия, национальная идентичность (её прямой запрет).
fromsolarsystem
14 фев, 2018 18:34 (UTC)
Полагаю, что новая идеология будет на стыке, например: социализм для бедных, капитализм - для богатых, или типа того. Разграничить законы по уровню дохода юридически - вообще не проблема. Добавить правильное позиционирование (бедным - защищенность, богатым - престиж), и все будут довольны.

Edited at 2018-02-14 21:10 (UTC)
bliz_44
15 фев, 2018 11:25 (UTC)
"(бедным - защищенность, богатым - престиж), и все будут довольны."

Интересная точка зрения! А куда деть бедных, но активных, и желающих стать богатыми?
contradictor
14 фев, 2018 18:35 (UTC)
хочется не только реагировать на вызовы социального развития
...
Остается надеяться только на здравый смысл политиков

Нормальный фидбэк от общества вполне годится для того, чтобы улавливать эти вызовы на ранних стадиях. Это как кофе варить - смотри и реагируй, тогда не сбежит. Ничего хитрого.
666gnus
14 фев, 2018 19:57 (UTC)
Вы не поняли марксизм вообще. А не поняв его стали спорить с тем что не поняли.
pharmazevt
14 фев, 2018 20:44 (UTC)
>>Кроме того, наличие самой прибавочной стоимости определяется только в процессе обмена.<<
Именно.
То, что яростно отрицают все марксисты.
Arkady Vadimoff
16 фев, 2018 08:37 (UTC)
Если социализма и коммунизма не будет. Тогда лучше забыть о нормальной жизни и достоинстве для большинства. Капитализм делит доход по принципу 20-80 и 80-20 (соотношение Парето) То есть 20% заберут себе 80% дохода. А оставшимся 80% останется 20% дохода. При этом внутри каждой группы раздел дохода будет в том же соотношении. Поздравляю мы возвращаемся в общественный строй обеспечивающий нищету для масс. Да Маркс ошибся со сроками построения социализма и коммунизма. Но он НИСКОЛЬКО не ошибся описывая и критикуя капитализм. Здесь мы можем убедиться в его правоте просто выглянув на улицу. А история России после 1991 года это осовремененная глава о первоначальном накоплении (кажется 23). Только Марксово учение дает людям НАДЕЖДУ в том что возможна лучшая жизнь.
sekira_5
17 фев, 2018 16:48 (UTC)
= И страна расцветет так, как никогда раньше. =

Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».
vg_saveliev
17 фев, 2018 17:24 (UTC)
Придется, уже скоро.)
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

vg_saveliev
Валерий Савельев
http://vg-saveliev.ru

Наука - как искусство. Тоже требует жертв. И средств. Поддержите проект! Он важен для всех!









Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel