?

Log in

No account? Create an account

Обратно | Туда

конец СССР.png

Существует очень простое, понятное и согласующееся с некоторыми фактами истории объяснение гибели СССР.
СССР втянулся в гонку вооружений, которая оказалась для него непосильной.
СССР отставал технологически, а Запад ограничил доступность своих технологий.
СССР сильно зависел от нефти, и падение цены довершило дело – Советский Союз распался.

На мой взгляд, все эти факты – гонка вооружений, ограничения на получение западных технологий, зависимость от цен на нефть, падение цен на нефть, давление Запада - имели место в истории.
В этом профессор Соловей совершенно прав (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2058380621098980&id=100007811864378).

Но совсем не они привели к распаду СССР.
Это просто мнение, оно выглядит спорным и никем реально не было доказано.

Я считаю, что СССР распался по другим причинам, их несколько.

1) Горбачев сделал ставку на активизацию граждан.
Помните, была идея демократизации, сначала в трудовых коллективов, затем в масштабах всей страны?

2) Горбачев сделал ставку на изменение властно-политической системы.
Реальная власть перешла от партийных органов к государственным.
Были разрешены другие политические партии.

3) Гласность сделала достоянием всех людей такие чудовищные факты истории СССР, о которых советский народ предпочитал не только не знать, но даже не хотел догадываться.

Но активизация граждан не может происходить в условиях репрессий против граждан.
Отсюда все уличные эксцессы, в том числе националистические.

Но государственные органы не умели управлять так, как это умели делать органы партийные, система посыпалась.
Особенно в условиях политического многообразия.

Но факты истории, вскрывшиеся в эпоху гласности, подорвали доверие к существующей правящей верхушке и к сложившемуся социальному порядку в принципе.
Спровоцировав массы людей на совершенное отрицание всего – элиты, строя, порядка, истории, ценностей.

Люди перестали верить не только тому, что СССР – лучший и справедливый строй.
Люди перестали верить тому, что СССР может стать другим, что в нем есть надежда.
Идеологическое разочарование заставило людей срочно искать новые идеи и новые политические ориентиры.
Естественно, люди в массе своей выбирали самое простое.
А значит, самое разрушительно.
Потому что организованная социальная жизнь - вещь сложная, очень сложная.
И улучшения в нее приносят усложнения, а не упрощение, примитивизация.

Строго говоря, СССР распался потому, что властно-политическая система пошла в разнос.

История показывает, что не всегда внезапные экономические трудности (падение цен на нефть, например) ведут к смене правящей группы.
И уж тем более к революции и распаду государства.
Однако в СССР времен перестройки не оказалось объединяющей идеи для того, чтобы люди уверенно, не помышляя о революции, пережили экономические трудности.
И не было функционирующей системы управления (шла передача власти из партийных в государственные органы, помните) для того, чтобы организовать жизнь в ухудшившихся экономических условиях.
И не было установки властей на подавление народной стихии – массы нужно было раскрепощать и использовать.

Сегодня ситуация другая.
С одной стороны, она даже хуже.
В этом смысле я совершенно согласен с профессором Соловьем.
«…потенциал России несравненно меньше потенциала СССР», факт.
Хуже того, мы гораздо больше включены в мировую торговлю, в мировую торгово-экономическую систему.

С другой стороны, Путин точно не будет делать ставку на:
1) политическую активизацию граждан (дает иной эффект),
2) изменение властно-политической системы (мы вернулись к нормальному состоянию, когда власть у государственных, а не партийных органов),
3) гласность (все уже рассказано и информация открыта, кто хотел и хочет, те знают).

Из этого следует, что по схеме СССР Россия точно не распадется.
Больше того, санкции США только стимулируют Путина делать именно то, что он сейчас и должен делать:
– менять модель торгово-экономической системы,
- возвращать в страну капиталы и бизнесменов с капиталами,
- отстраивать заново собственное производство, добиваться базовой товарной самодостаточности,
- восстанавливать технологическую независимость, развивать российскую науку.

Но есть принципиальный вопрос: Кто вперед?

Если новые санкции США и Запада отлучать Россию от:
- западных денег (министр финансов США Мнучин совсем недавно был против, но все меняется),- возможности продавать нефть (нет продажи нефти – нет доходов государственного бюджета и возможности поддерживать экономику и науку),
- технологий двойного назначения,
то успеет ли Путин перестроить экономику, пока деньги не кончились.

И что будет, если не успеет?

Мы ведь помним – не всякие экономические трудности вызывают революцию.
Собственно, чисто экономические трудности сами по себе обычно не вызывают революции.
Нет такого социального закона.

И санкции не обязательно вызывают.
Иран, КНДР санкции пережили и не рассыпались.


Рубрики ЖЖ: Другое.

Телеграмм-канал
Фейсбук

Записи из этого журнала по тегу «Россия»

promo vg_saveliev январь 10, 2016 17:00 81
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…

Комментарии

( 156 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
(Анонимно)
16 апр, 2018 03:26 (UTC)
Краху государства всегда предшествует крах финансовой системы.
СССР не был исключением - безналичные рубли к концу СССР вообще практически ничего не стоили, а наличные были обеспечены процентов на 15-17 (по разным оценкам).

Партия могла бы еще "рулить" долго, но СССР обанкротился. И когда говорят, что СССР продали за джинсы - то это даже дорого - фирмы-банкроты иногда продают за 1 доллар...
kotfalya
16 апр, 2018 13:49 (UTC)
СССР обанкротился- так блядь обанкротился, что уже 30 лет за счет банкрота живем, и скорей всего еще лет 50 жить будем. даже ебучие джинсы, и те 30 лет покупаем за счет банкрота.
(без темы) - Serge Perovsky - 16 апр, 2018 18:39 (UTC) - Развернуть
кооператоры - logos - 18 апр, 2018 21:48 (UTC) - Развернуть
pups_alik
16 апр, 2018 03:26 (UTC)
Между перспективой "чучхесонгунизации" и "оранжадом"...
...подавляющее большинство РОГ-ов (Российский Образованный Горожанин, термин Белковского) выберут "оранжад". Россиян уже не превратить в травоядных зашуганных северокорейцев, поезд ушел. Это, собственно говоря, уже в позднем Триэсэре невозможно было... почему Горбачев и пошел на "перестройку" и протянул развитому миру оливковую ветвь. Не было уже у Горбачева в распоряжении того человеческого материала, что был у "кровавого Йоськи"... неприхотливых и безропотных патриархальных крестьян, урбанизация сделала свое дело и вырастила могильщика "Союза нерушимого" - горожанина в третьем и далее поколениях, у которого потребности и строй мышления уже не крестьянские совсем.
diana_spb
16 апр, 2018 10:58 (UTC)
Что может дать "оранжад", кроме очередного витка бедности и криминала? Пост-СССР хоть товары на прилавках обеспечил (не говорим о качестве), выезд свободный, а теперь и этот поезд уже ушёл.
(без темы) - diana_spb - 16 апр, 2018 13:12 (UTC) - Развернуть
"оранжад" - logos - 18 апр, 2018 21:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - diana_spb - 20 апр, 2018 10:58 (UTC) - Развернуть
nepmen1972
16 апр, 2018 03:44 (UTC)
Причины скорее всего правильные, но вот выводы- где Путин умело воспользуется условиями и создаст сильную и успешную страну считаю ошибочными, у этих людей была возможность это сделать в предыдущие годы, этому благоприятствовали многие обстоятельства, но мы видим что вектор развития был вообще другим, значит у Путинской команды нет приоритетов для развития страны, а есть приоритеты для развития своих финансовых империй, они просто в соответствии с реалиями точно так же как и раньше будут искать способ в строиться в мировую финансовую систему и если для этого потребуется менять условия, они это сделают! любой обмен в обмен на их финансовую безопасность, если потребуется положить на кон благосостояние остальных они это сделают, тем более опыт есть. Основная масса людей рассматривается как криль, основные траты будут как и раньше идти на пропаганду и на поддержание физиологических потребностей населения что б не было голодных бунтов остальное не требуется и ни кто и ни когда в России этого делать не будет.
vg_saveliev
16 апр, 2018 03:53 (UTC)
В предыдущие годы заниматься экономикой возможности не было.
В социуме процессы не быстрые.
Изменение властно-политической системы, начатое Горбачевым, закончилось только в 2017 году.
Возможность реорганизации деятельностной системы появилась только сейчас, до этого все попытка (а они предпринимались неоднократно, и при Ельцине,и при Путине, и при Медведев) опять возвращали к властно-политическим проблемам.
(без темы) - nepmen1972 - 16 апр, 2018 07:05 (UTC) - Развернуть
Это ложь - questpc - 17 апр, 2018 08:00 (UTC) - Развернуть
ett_al
16 апр, 2018 04:17 (UTC)
Все указанные причины возможно способствовали распаду СССР, но основной причиной, по моему мнению, стал конфликт между Ельциным и Горбачевым, когда ЕБН предпочел разрушить СССР дабы возглавить самый большой осколок. Умело воспользовавшись лозунгом "Хватит кормить нахлебников" он лишил ГМС поддержки россиян, а также придал дополнительное ускорение центростремительным позывам руководства союзных республик. При этом можно вспомнить, что тот же Назарбаев, например, достаточно долго пытался остаться в Союзе. Вспомнить хотя бы то, что нацвалюту Казахстан ввел лишь в ноябре 1993 года, когда после появления российского рубля и превращения советского рубля в неликвидный суррогат стало ясно, что казахов как и остальных просто выталкивают из рублевой зоны.
Поэтому смешно слушать вой поцреотов, гневно обличающих попытки Казахстана отодвинуться от РФ (латиница, трехъязычие, перевод документооборота на госязык и пр.) после того как без малого тридцать лет назад они же (или их родители) требовали прекратить кормить "узкоглазых чурок", жирующих на горбу русского человека.
Понимая эту ошибку Ельцина, Путин заваливает нацокраины деньгами в обмен на безоговорочную лояльность руководства. Даже чистки, подобные дагестанской, не имеют ничего общего с социальной справедливостью, скорее здесь просто попытка осуществить пиарный проект в рамках ротации элит - "наелся сам - дай другому".

Edited at 2018-04-16 04:22 (UTC)
Игорь Ухов
16 апр, 2018 09:55 (UTC)
Первый "майдан", поезда дружбы, приход во власть националистических элит - декабрь 1986 года, Казахстан. Инспирировано Назарбаевым
(без темы) - ett_al - 16 апр, 2018 10:11 (UTC) - Развернуть
ett_al
16 апр, 2018 04:29 (UTC)
Продолжение.
Думаю, что РФ , если и распадется, то по тем же причинам, что и СССР, когда условный "Навальный" оседлает национальный протест, канализируя общее недовольство титульной нации благосостоянием нацменьшинств в русло требования переустройства России и превращения ее в моноэтническое государство. При этом никого не будет волновать то, что большинство представителей тех же чечен, ингушей или дагестанцев тоже не живут богато в своих аулах и городах, а богато и нагло ведут себя представители диаспор, укоренившихся в столицах и городах миллионниках.
vg_saveliev
16 апр, 2018 05:24 (UTC)
Ну, поскольку ваша схема построена на осмыслении вторичных явлений и не верна, нам ничего не угрожает.
С чем я всех нас и поздравляю.)
ftyruoert
16 апр, 2018 05:14 (UTC)
По моему уже писали что путь России это будет пут Венесуэлы. Народ будет голодать но бунт не поднимет.
Игорь Возный
16 апр, 2018 12:17 (UTC)
а что там Венесуэла? Режим Мадурика уконтрапупят. Вопрос времени.
Че там? Сверхдержава что-ли? Нет, подкитайско-путенская прошмандовка.
Соседи Мадурика - поддерживают США!
Китай с Амерами закусываться не будит, патамушта торговать с США Китаю выгоднее, да и нечем.
Как Путятишна своим друзям памагат, примеров Ирака, Ливии, свежак Сирия - валом
konsav67
16 апр, 2018 05:34 (UTC)
Распад СССР нельзя рассматривать изолированно. Те же процессы были и в Китае - но там оказалось достаточно устроить Тяньаньмень; если бы штурм Белого дома был успешен - был бы и СССР? А если нет - то почему? Без анализа причин нельзя делать выводы по СССР.
bliz_44
16 апр, 2018 05:38 (UTC)
Восстают не те, кто плохо живет, а те, кто стал жить хуже и не смирился.
Но угроза "внешней агрессии", пусть пока информационной и правовой, подсказывает гражданам, что надо держаться вместе.

Наши противники времен СССР были поумнее нынешних госдеповцев - привлекая наших граждан, пусть и обманом, в свой "мир вечно правых", а не отталкивая и озлобляя, как делают сейчас.

К сожалению, если в Госдепе появятся чуть более умные люди, то есть большая вероятность, что продажных политиков и граждан найдется не меньше, чем при развале Союза. И это уже будет не маргинальная кучка сторонников Навального.
pups_alik
16 апр, 2018 11:21 (UTC)
О!!!...
...в яблочко. "Восстают не те, кто плохо живет, а те, кто стал жить хуже и не смирился" - так оно и есть.
Re: О!!!... - bliz_44 - 17 апр, 2018 13:30 (UTC) - Развернуть
thedimka
16 апр, 2018 06:47 (UTC)
если быть кратким
1. Горбачёв попытался сделать в СССР примерно то, чего сейчас добился Китай.
Полу социализм, полу капитализм. Но сделал это неправильно (относительно цели)

2. СССР развалился весь, а могли просто отпустить прибалтику. Тоже чисто ошибки тактические.

3. Вмешательство в войны по миру.

4. Потеря централизованной властной структуры без замены её на другую, менее централизованную, но устойчивую и работающую.

5. Слишком резкие изменения, которые просто вошли в резонанс
levis08
16 апр, 2018 09:25 (UTC)
Кроме прибалтики пришлось бы отпустить ещё так республик 10. Сепаратистские, националистические настроения были очень сильны. Достаточно вспомнить все междусобойчкики с резней сразу после распада. Сначала естественно прибалтика и Грузия, потом всё Закавказье и далее по списку.
he_tce
16 апр, 2018 06:56 (UTC)
лучшее объяснение краха СССР которое я знаю предложил Гайдар в своей книге "Гибель империи". СССР тупо не обеспечивал себя продовольствием, его приходилось закупать за валюту (СКВ как тогда говорили). Упала нефть - стало не хватать скв - получили нехватку продовольствия и угрозу голода - в конце концов республики стали закрывать границы и запрещать вывозить еду

все остальные телодвижения, хозрасчет и тп, пытались решить именно эту главную проблему - заработать валюту и купить еду
levis08
16 апр, 2018 09:33 (UTC)
Какая доля в бюджете занимали доходы от продажи углеводородов Гайдар не писал?
(без темы) - he_tce - 16 апр, 2018 09:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - levis08 - 16 апр, 2018 11:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - he_tce - 16 апр, 2018 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - levis08 - 16 апр, 2018 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - he_tce - 16 апр, 2018 12:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - levis08 - 16 апр, 2018 12:20 (UTC) - Развернуть
pharmazevt
16 апр, 2018 08:07 (UTC)
СССР распался, потому что мог: это было союзное государство отдельных республик, которым конституция гарантировала право выхода; объединяла же республики единая идеология и экономическая система. Идеологию отменили, экономическая система стала, как везде, и республики более ничего не связывало воедино.
Россия - федеральное государство, в котором субъекты федерации не имеют права выхода.
Вячеслав Пусто
16 апр, 2018 08:33 (UTC)
Республики как были связаны экономически так и остались, это определяется географией, а не хотелками правителей. В результате распада СССР, все участники понесли неисчислимые материальные потери, отбросившие их на десятки лет назад. Но увы, сиюминтные эгоистические интересы взяли верх над соображениями стратегической выгодности и здравым смыслом.
(без темы) - pharmazevt - 16 апр, 2018 08:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pharmazevt - 16 апр, 2018 09:06 (UTC) - Развернуть
vg_saveliev
16 апр, 2018 11:57 (UTC)
Спасибо за поддержку.))
barbujlak
16 апр, 2018 08:58 (UTC)
россии угрожает судьба Югославии.
naglecc
16 апр, 2018 09:03 (UTC)

Рф не грозит судьба  сссссср  , рф грозит повторение судьбы германии  30 -х годов хх века

(без темы) - naglecc - 16 апр, 2018 12:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hecy_9o6po - 16 апр, 2018 23:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vg_saveliev - 17 апр, 2018 02:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hecy_9o6po - 17 апр, 2018 03:13 (UTC) - Развернуть
Прокоп Прокопов
16 апр, 2018 09:10 (UTC)
Согласен, всё правильно / а те причины развала СССР, которые приводят чаще всего - полная чушь.
Согласен с автором, падение цен на нефть никак не могли развалить СССР - СССР производил всё, и не сильно зависел от импорта
гонка вооружений тоже не могла развалить СССР - в брежневское время военная техника была старая, не сильно обновлялась

СССР развалился, потому что когда объявили гласность, народ уже не хотел жить в социализме, это уродливый утопический строй.
Только из-за того, что Горбачёв всячески старался сохранить социализм, он развалил страну.
he_tce
16 апр, 2018 09:52 (UTC)
СССР как раз таки критически зависел от импорта продовольствия, я выше писал
(без темы) - (Анонимно) - 16 апр, 2018 10:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - he_tce - 16 апр, 2018 10:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kotfalya - 16 апр, 2018 14:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - he_tce - 16 апр, 2018 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - grizzly_ru - 17 апр, 2018 04:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - he_tce - 17 апр, 2018 06:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - grizzly_ru - 17 апр, 2018 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 16 апр, 2018 10:38 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 156 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

vg_saveliev
Валерий Савельев
http://vg-saveliev.ru

Наука - как искусство. Тоже требует жертв. И средств...









Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel