Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Categories:

Какая республика существует сегодня в России? Либеральная, демократическая или этатистская?

420117150

Среди людей, не связанных с наукой, существует большая путаница относительно понятий, употребляемых социологами, политологами и просто политиками.

Например, в разных смыслах употребляются такие слова, как демократия, демократизм, демократ, либерализм, социализм, левый, правый, нация, авторитаризм, диктатура и т.п.
Поэтому кто-то может совершенно искренне говорить о том, что в современной России существует демократия.
А кто-то - думать, что в ней нет даже свободы, а либерализм – это не наше, не у нас и не для нас.
Кто-то считает, что власть в России авторитарна.
А кто-то возражает, что власть слишком слаба, для того чтобы иметь сколько-нибудь серьезный вес.
В общем, имеется громадный разброс мнений.
Хорошо бы их как-то упорядочить.

Впрочем, общего понимания нет даже среди ученых.
Таков уж уровень социологии на данный исторический момент.
Однако жить, действовать и как-то понимать окружающий мир надо.
Попытаемся навести хоть какой-то понимательный порядок.

Если мы характеризуем устройство власти, лучше не пользоваться такими терминами, как демократия и народовластие.
Лучше говорить о правлении монархическом и республиканском, о монархии и республике.
А вот если мы берем более широко, пытаясь описать не просто форму правления, а социальный строй данного государства, нужно говорить как раз о демократизме, либерализме, национализме или этатизме.

Социальный строй включает в себя всю систему социальных институтов.
То есть это и власть как система органов управления.
И политическая система, как порядок легитимизации власти.
И экономический строй.
И характер функционирования других видов социальной деятельности, таких как торговая, военная, научная и т.д.
Наконец, это система человеческих индивидуальных и групповых статусов.

Национализм, этатизм, либерализм и демократизм – это идеологии и соответствующие им типы социальных режимов, способов функционирования социума и людей в нем.
Идеологии – это представления о том, как должно быть устроено общество, и какое место в нем занимает человек. Плюс программа действий по достижению правильной социальной конституции.

Республика и монархия – это общие типы правления, властного устройства.
Конкретизируются они как республика парламентская (Германия), или президентская (США), или президентско-парламентская (Франция, Россия).
Но это аспект устройства центральных органов власти.
Есть еще аспект политической устройства, способов властной легитимизации. И здесь мы должны говорить о выборной системе данного общества.
Выборная система может быть цензовой или всеобщей.
Кроме того, политическая система может быть многопартийной или однопартийной.
Но это все – в значительной степени технические подробности.
И вот почему.

Формальные признаки не определяют социальный строй в целом.
Например, общество, в котором существует парламентско-президентская многопартийная республика на основе всеобщего избирательного права, может быть как демократическим, так и либеральным.
Оно может быть даже этатистским, как это было в союзных СССР странах народной демократии.
Само по себе наличие демократических институтов в одной из подсистем общественной жизни не делает общество демократическим.
Демократическим оно становится тогда, когда реализован полный комплекс минимально необходимых демократических установлений.
То есть демократические принципы реализованы как во властно-политической, так и в деятельностной, и в идеологической подсистемах.
Поэтому республика может быть и националистической (нацистская Германия), и этатистской (СССР), и либеральной (современная Россия), и демократической (современные США).

Политическая демократия, конечно, изобретение и лозунг исторических демократов.
Так же как парламентаризм и цензовое избирательное право – лозунг классических либералов.
Однако сегодня ни один либерал развитого Запада не будет, наверное, выступать за отказ от всеобщего избирательного права.
Но, придя к власти, он предпримет все меры, чтобы ограничить действие демократических социальных институтов, мешающих свободе, свободной конкуренции людей и организаций в значимых с точки зрения данного периода развития социальных подсистемах.
А также мешающих власти свободно и твердо действовать в рамках традиционных властных сфер.
Как Рейган, как Буш, как Маргарет Тэтчер.
Демократ, наоборот, попытается развивать демократические тенденции.
Как Франклин Рузвельт, Кеннеди, Клинтон и Обама.

Происходит это потому, что в любом обществе для каждого исторического периода существуют две базовые идеологии, в рамках которых происходи его развитие, в рамках которых усложняются и модифицируются его институты.
Это – непреложный социальный закон.

Современный Запад, такие страны, как США, Великобритания, Франция, имеют идеологическую пару либерализм-демократизм.
До XVIII-XIX вв. пара была другая, в этих странах развитие шло в русле чередования национализма и этатизма.

Россия задержалась в рамках идеологической пары национализм-этатизм несколько дольше.
Либерализм в нашей стране перестал быть маргинальным течением и начал утверждаться как одна из доминирующих идеологий только с конца 70-х гг. XX в. Раньше он присутствовал в умах единиц. Во второй половине XX века появился в сознании большинства.
То есть мы очень молодая либеральная страна.
И утверждаться либерализму, не только как умственной идеологии, но также как социальной практике, приходится в борьбе с длительной традицией националистического и этатистского истолкования смысла и целей социальной жизни.

Сегодня наше идеологическое и социальное существование определяется балансом этатизма и либерализма.
Поэтому, в частности, мы не вполне адекватно понимаем развитый Запад, его ценности, его мотивы, его стремления и его установки.

Россия – не демократический социум.
Россия – социум, в котором формальная властно-политическая демократия резко ограниченна формирующимся либеральным социальным устройством, причем этот процесс существенно отягощен громадной этатистской традицией.
Но у нас все впереди.

Хотелось бы надеяться, что нынешнее городское протестное движение - это предвестник демократических перемен в российских социальных институтах.
Однако протест узкого слоя "креативных" горожан в такой большой и разнородной стране проблему, к сожалению, не решает.
Скорее, это всего лишь первая по-настоящему демократическая волна.
И убедить демократическое движение должно не власть.
Оно должно убедить большинство своих сограждан. Народ.
И это будет только первой предпосылкой формирования демократического социума.
И действительного народовластия.





Tags: Запад, Россия, государственный строй, государство, демократия, либерализм, режим, форма правления
Subscribe
promo vg_saveliev январь 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments