Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Categories:

Что важнее для политиков в России, служение или обогащение?

Путин на пленарном заседании РСПП-1, 14.03.19.png

В комментариях к посту «Как относиться к американскому закону о доходах Путина» (https://vg-saveliev.livejournal.com/2063049.html) сразу возник вопрос о том, что у нас происходит такого особенного?
Почему вообще стоит вопрос о состояниях наших политиков и членов их семей?

Мы ведь как себе представляем это в идеале?
Хочешь много денег – идешь в бизнес, личное обогащение там.
Если идешь в политику, значит, выбираешь не обогащение, а служение.
Ну, и живешь на одну зарплату, ворочая миллиардами в интересах простых людей.
Причем желательно, чтобы зарплата у тебя была поменьше, а сам ты был поскромнее.

В реальном обществе так не получается никогда.
Политики, как правило, оказываются состоятельными людьми.
А служение у них обычно тесно перепутано с их материальными интересами.

Разница в чем?
На Западе человек с деньгами может прийти в политику.
Однако человек, как правило, не заходит в политику для того, чтобы приобрести состояние.
У нас, в России, не так.
Но почему?

Мне кажется, тут все не очень сложно.
Россия только-только пережила период разгосударствления экономики.
А государство так устроено, что в политике обычно доминируют те люди, которые находятся на острие общественных задач.

Если вы ведете долгую войну, то к власти в стране приходят выдающиеся военные.
И процент военных в политике сильно возрастает.
Так было даже в США, вспомните президента Эйзенхауэра, например.

Если вы приватизируете экономику, то к власти в стране приходят самые успешные приватизаторы.
А политики обязательно принимают в этом самое активное участие, вплоть до приобретения личных капиталов.

Но у общества есть запрос на бескорыстных политиков.
И на то, чтобы политики все-таки не были бизнесменами, а бизнесмены не становились политиками.
Поэтому политики вынуждены скрывать свои капиталы, их просто не поймут.

Нравится нам это или нет, но есть определенные этапы, которые проходит общество в процессе разгосударствления.

1. Сначала государственная собственность делится – распределяется, перераспределяется, захватывается, концентрируется…
И политики в этом активно участвуют.

Было бы странно, совсем не по-человечески, если бы в этот период политики и государственные управленцы все раздавали другим, не оставляя ничего себе.
Удивительно не то, что собственность досталась отдельным политикам.
Удивляться нужно тому, что собственность досталась кому-то еще кроме политиков.

Народ в этом процессе обычно не участвует, у него не получается.
Народ вообще не очень понимает принципов большой собственности, накопления собственности.
Для него деньги и доходы – это средство обеспечить свои потребности.
В то время как собственность – это средство сконцентрировать ресурсы для того, чтобы затем использовать их в социальной деятельности.

2. Процесс дележа собственности в целом заканчивается, когда:
а) больше нечего делить;
б) уже поделенное находит таких хозяев, у которых ее не очень-то заберешь.
Тогда начинается этап стабилизации.
Новая элита, новые собственники, постепенно договаривается о том, чтобы войну за перераспределение прекратить, а итоги передела зафиксировать.

Именно в этот период окно возможностей фактически закрывается, и новые политики теряют возможность приобрести что-то значительное благодаря своему положению.
Ну, то есть какой-то доход они получать будут, это неизбежно, но совсем другого типа, чем раньше.
В то же время перед старыми политиками и элитой в целом довольно остро стоит проблема легализации своих богатств.

3. Завершается разделение элиты на собственников и политических управленцев.
Политики больше не могут использовать свое положение для приобретения крупной собственности.
Их роль меняется: они теперь служат идеям (обществу в целом) или закулисным хозяевам (собственникам).
Сначала, понятно, больше все-таки своим конкретным хозяевам.
Но потом, со временем, и идеям.

Как вы понимаете, Россия сейчас находится на втором этапе.
Запад – на третьем, они свой второй период давно пережили и забыли.
Поэтому у нас совершенно разные представления о том, как должен быть организован политический процесс.

И тут, кстати, возникает вопрос о том, как, за счет чего общество переходит с этапа на этап.
Есть точка зрения, что для перехода от второго к третьему этапу нужно непременно совершить революцию.
То есть полностью устранить и раскулачить старый (коррупционный, нахапавший денег и собственности) политический класс.
После чего привести к власти новый чистый, честный, бескорыстный, нацеленный на служение простым людям, а не на собственные интересы.

Но я, например, не уверен, что это правильный взгляд на проблему.
Мне кажется, что именно старый политический класс заинтересован в сохранении статус-кво.
И именно он не даст новому поколению политиков заниматься перераспределением собственности в свою пользу.
А возвращение к революционному переделу после уничтожения сложившегося на данный момент политико-имущественного класса просто вернет нас в период №1, на первый уровень социальной игры.
И все начнется сначала.
Tags: Запад, Россия, США, выгода, история, общество, политики, приватизация, собственность, элита
Subscribe

Posts from This Journal “элита” Tag

promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments