Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Category:

100 отечественных фильмов и школьная программа. Нужен детям предмет "Кино"?

1166859758bf88864223e8f105365ff0

Почему в школе преподают литературу?
Потому что человек, так или иначе, что-то пишет на протяжении всей своей жизни.
А литература задает образцы обращения со словом.
Кроме того, этот предмет учит словесному анализу.

У предмета "литературы" есть, конечно, и дополнительный смысл.
Не явно выраженный, между прочим. Что-то такое мировоззренческое.
Философии в школе нет, психологии нет.
Религию и мораль раньше тоже не преподавали.
Поэтому роль душеведческого и жизнепознавательного предмета выполняла именно "литература".

Зачем в школе изучают физику, биологию, историю, обществоведение и прочие научные дисциплины?
Чтобы дать человеку представление о мире, в котором он живет.
И о том, что человечество на данный момент знает об этом мире.
Хорошо ли, плохо ли, но эта задача решается.

Почему в школе не преподают искусства? Скульптуру, живопись, музыку?
Ну, за исключением практических уроков пения и рисования в младшей школе?
Потому что очень малое количество людей приобретают такую профессию. Нет массового спроса.
Еще потому, что эти занятия не нужны для народного хозяйства.
Государство не препятствует, но не видит необходимости тратить специальное время на это дело.

Зачем в школе изучать кино?
Общаться при помощи средств кинематографии мы не будем.
Изучение кино как искусства - вещь довольно специфическая.
Кончено, было бы прекрасно, если бы каждый из нас на хорошем искусствоведческом уровне разбирался в живописи, скульптуре, архитектуре, кино, театре.
Но, увы, нельзя объять необъятное.
И уж тем более нельзя втиснуть все человеческие знания и всю культуру, даже только отечественную, в школьную программу.

Изучать кино как вторую мировоззренческую дисциплину, наряду с литературой?
Может быть, лучше тогда учить философию и психологию?
В этих областях знания, по крайней мере, пытаются говорить на объективном языке.
В то время как искусство - очень условный и субъективный мир.

Отсюда вопрос - нам действительно нужно изучать в школе кинематограф?
За счет каких часов?
Какими уроками вы готовы пожертвовать?
***

Список 100 фильмов я немножко изменил.
Фильмы шли по алфавиту, я их упорядочил по годам.

До революции (3 фильма)
«Стенька Разин» («Понизовая вольница») – В. Ромашков, 1908
«Месть кинематографического оператора» – В. Старевич, 1913
«Пиковая дама» – Я. Протазанов, 1916

20-е гг. (6 фильмов)
«Красные дьяволята» – И. Перестиани, 1923
«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» – Л. Кулешов, 1924
«Аэлита» – Я. Протазанов, 1924
«Броненосец «Потемкин» - С. Эйзенштейн, 1925
«Мать» – В. Пудовкин, 1926
«Человек с киноаппаратом» – Д. Вертов, 1929

30-е гг. (12 фильмов)
«Земля» – А. Довженко, 1930
«Путевка в жизнь» – Н. Экк, 1931
«Веселые ребята» – Г. Александров, 1934
«Чапаев» – Г. Васильев, С. Васильев, 1934
«Юность Максима» – Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934
«Новый Гулливер» – А. Птушко, 1935
«Бесприданница» – Я. Протазанов, 1936
«Семеро смелых» – С. Герасимов, 1936
«Белеет парус одинокий» – В. Легошин, 1937
«Петр Первый» – В. Петров, 1937
«Александр Невский» – С. Эйзенштейн, 1938
«Волга-Волга» – Г. Александров, 1938

40-е гг. (9 фильмов)
«Мечта» – М. Ромм, 1941
«Машенька» – Ю. Райзман, 1942
«Радуга» – М. Донской, 1943
«Иван Грозный» (1-2 серии) – С. Эйзенштейн, 1944-1946
«Адмирал Нахимов» – В. Пудовкин, 1946
«Золушка» – Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947
«Подвиг разведчика» – Б. Барнет, 1947
«Молодая гвардия» – С. Герасимов, 1948
«Звезда» – А. Иванов, 1949

50-е гг. (8 фильмов)
«Смелые люди» – К. Юдин, 1950
«Чук и Гек» – И. Лукинский, 1953
«Илья Муромец» – А. Птушко, 1956
«Летят журавли» – М. Калатозов, 1957
«Тихий Дон» – С. Герасимов, 1957-1958
«Баллада о солдате» – Г. Чухрай, 1959
«Марья-искусница» – А. Роу, 1959
«Судьба человека» – С. Бондарчук, 1959

60-е гг. (29 фильмов)
«Дама с собачкой» – И. Хейфиц, 1960
«А если это любовь?» – Ю. Райзман, 1961
«Девять дней одного года» – М. Ромм, 1961
«Друг мой, Колька!» – А. Салтыков, А. Митта, 1961
«Иваново детство» – А. Тарковский, 1962
«Живые и мертвые» – А. Столпер, 1963
«Королевство кривых зеркал» – А. Роу, 1963
«Я шагаю по Москве» – Г. Данелия, 1963
«Застава Ильича» («Мне двадцать лет») – М. Хуциев, 1964
«Гамлет» – Г. Козинцев, 1964
«Морозко» – А. Роу, 1964
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – Э.Климов, 1964
«Война и мир» – С. Бондарчук, 1965-1967
«Крылья» – Л. Шепитько, 1966
«Айболит-66» – Р. Быков, 1966
«Андрей Рублев» – А. Тарковский, 1966
«Берегись автомобиля» – Э. Рязанов, 1966
«Обыкновенный фашизм» – М. Ромм, 1966
«Неуловимые мстители» – Э. Кеосаян, 1966
«Республика ШКИД» – Г. Полока, 1966
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» – А. Кончаловский, 1967
«Бриллиантовая рука» – Л. Гайдай, 1968
«В огне брода нет» – Г. Панфилов, 1968
«Доживем до понедельника» – С. Ростоцкий, 1968
«Щит и меч» – В. Басов, 1968
«Белое солнце пустыни» – В. Мотыль, 1969
«Дворянское гнездо» – А. Кончаловский, 1969
«Не горюй!» – Г. Данелия, 1969
«Внимание, черепаха!» – Р. Быков, 1969

70-е гг. (23 фильма)
«Белорусский вокзал» – А. Смирнов, 1970
«Бег» – А. Алов, В. Наумов, 1970
«Начало» – Г. Панфилов, 1970
«А зори здесь тихие» – С. Ростоцкий, 1972
«Монолог» – И. Авербах, 1972
«Освобождение» – Ю. Озеров, 1972
«Печки-лавочки» – В. Шукшин, 1972
«Проверка на дорогах» – А. Герман, 1972
«В бой идут одни «старики» – Л. Быков, 1973
«Калина красная» – В. Шукшин, 1973
«Плохой хороший человек» – И. Хейфиц, 1973
«Зеркало» – А. Тарковский, 1974
«Ежик в тумане» – Ю. Норштейн, 1975
«Они сражались за Родину» – С. Бондарчук, 1975
«Сто дней после детства» – С. Соловьев, 1975
«Чужие письма» – И. Авербах, 1975
«Восхождение» – Л. Шепитько, 1976
«Ключ без права передачи» – Д. Асанова, 1976
«Подранки» – Н. Губенко, 1976
«Неоконченная пьеса для механического пианино» – Н. Михалков, 1976
«Дядя Ваня» – А. Кончаловский, 1977
«Школьный вальс» – П. Любимов, 1978
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» – Н. Михалков, 1979

80-е гг. (9 фильмов)
«Охота на лис» – В. Абдрашитов, 1980
«Пацаны» – Д. Асанова, 1983
«Чучело» – Р. Быков, 1983
«Покаяние» – Т. Абуладзе, 1984
«Иди и смотри» – Э. Климов, 1985
«Курьер» – К. Шахназаров, 1986
«Маленькая Вера» – В. Пичул, 1987
«Холодное лето пятьдесят третьего» – А. Прошкин, 1987
«Собачье сердце» – В. Бортко, 1988

90-е гг. (1 фильм)
«Утомленные солнцем» – Н. Михалков, 1994

Получается, рассвет кинематографа в СССР пришелся на 60-е годы. Дети должны будут смотреть 29 фильмов этого времени.
В современной России кино сошло на нет. В 90-х годах, по мнению авторов списка, было создано 2 достойных фильма.
В 00-е годы - ни одного.
Смешно, но напрашивается вывод, что изучать кино не имеет смысла.
Потому что его в стране больше нет.

Я, кстати, все эти фильмы смотрел. И помню. А вы?

***

Режиссеров, у которых более одной картины в списке, всего 23.
Вы согласны с такими их картинами?

Я. Протазанов: «Пиковая дама», 1916; «Бесприданница», 1936.
С. Эйзенштейн: «Броненосец «Потемкин», 1925;«Александр Невский», 1938; «Иван Грозный» (1-2 серии), 1944-1946.
В. Пудовкин: «Мать», 1926; «Адмирал Нахимов», 1946.
Г. Александров: «Веселые ребята», 1934; «Волга-Волга», 1938.
Г. Козинцев: «Юность Максима» – Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934; «Гамлет», 1964.
А. Птушко: «Новый Гулливер», 1935; «Илья Муромец», 1956.
С. Герасимов: «Семеро смелых», 1936; «Молодая гвардия», 1948; «Тихий Дон», 1957-1958.
М. Ромм: «Мечта», 1941; «Девять дней одного года», 1961; «Обыкновенный фашизм», 1966.
Ю. Райзман: «Машенька», 1942; «А если это любовь?», 1961.
А. Роу: «Марья-искусница», 1959; «Королевство кривых зеркал», 1963; «Морозко», 1964.
С. Бондарчук: «Судьба человека», 1959; «Война и мир», 1965-1967; «Они сражались за Родину», 1975.
И. Хейфиц: «Дама с собачкой», 1960; «Плохой хороший человек», 1973.
Г. Данелия: «Я шагаю по Москве», 1963; «Не горюй!», 1969.
Э. Климов: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964; «Иди и смотри», 1985.
Л. Шепитько: «Крылья», 1966; «Восхождение», 1976.
Р. Быков: «Айболит-66», 1966; «Внимание, черепаха!», 1969; «Чучело», 1983.
А. Тарковский: «Иваново детство» – А. Тарковский, 1962; «Андрей Рублев», 1966; «Зеркало» – А. Тарковский, 1974.
А. Кончаловский: «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967; «Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1977.
Г. Панфилов: «В огне брода нет», 1968; «Начало», 1970.
С. Ростоцкий: «Доживем до понедельника», 1968; «А зори здесь тихие», 1972.
В. Шукшин: «Печки-лавочки», 1972; «Калина красная», 1973.
Н. Михалков: «Неоконченная пьеса для механического пианино», 1976; «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1979; «Утомленные солнцем», 1994.
Д. Асанова: «Ключ без права передачи», 1976; «Пацаны», 1983.

У Рязанова - один фильм. И это не "Ирония судьбы...". Хотя, казалось бы, как можно не изучать феномен этого фильма?
Один фильм Гайдая.
У Данелии - только два фильма из 60-х годов.
Один фильм у Шахназарова.
Нет ни одного фильма Марка Захарова.
"Москвы слезам не верит" Меньшова тоже не попала в список. У нас, видимо, очень много фильмов, которые оценены "Оскаром". Сплошь одни оскаровские лауреаты. Или сегодня это плохо - иметь награду американской киноакадемии?
Что-нибудь еще вам бросилось в глаза?


***

В общем, тема получается чрезвычайно обширной.
И очень дискуссионной.
Что скажете?


Tags: жизнь, искусство, картины, кино, литература, наука, психология, учеба, философия, школа
Subscribe
promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →