Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Categories:

Психотипология. Соционика А. Аугустинавичюте. Модель Ю. Ч.5/3. Адаптивная и суггестивная функции.

,Спор

3. Адаптивная функция, МНС.

Отличается консервативность и вязкостью.
Раз принятая и усвоенная по этой функции информация признается наиболее существенной и достаточной.
Человек нуждается в "уравновешенном постоянстве" данного элемента.
Новая информация, вступающая в противоречие с привычной, воспринимается с трудом.
При этом обязательно нужна опора на авторитеты, их согласие и напутствие.

Отсюда вытекает проблема отношений с людьми, у которых аналогичный элемент ИМ (психологическая функция) является первым, акцептным.
Эти люди открыты к новой информации и наслаждаются новыми поворотами. Человеку, который имеет этот элемент ИМ в качестве адаптивной функции, такое отношение внушает опаску и недоверие.
Именно отсюда - конфликтность всех взаимодействий между людьми, связанных с этой функцией.
Аугустинавичюте еще называет её местом наименьшего сопротивления (МНС) в психике типа.

Именно в адаптивной функции, по ее мнению, находится источник всех конфликтов между людьми, обид и непонимания.
Причем проблемы по этой функции решаются по-разному, в зависимости от того, есть рядом человек с дополняющей психикой, или нет.
Если такого нет, то возможно чувство дезадаптации, конфликты и прочее. В этом случае "…любая критика со стороны, любой намек, двусмысленность, даже лишь подразумеваемые, приводят в недоумение, выводят из равновесия, травмируют, ведут к акцентуациям характера и психическим заболеваниям.
Если человек с дополняющим психотипом есть, то:
- во-первых, контроль над ней передается другому человеку.
- во-вторых, она становится основой творческих исканий.
При этом адаптивная функция продолжает вызывать наибольшие сомнения и переживания.

Для реализации этой функции нужна воля.
В данном случае, с точки зрения Аугустинавичюте, воля есть "умение (и возможность) отключаться от различных постоянно действующих непосредственных возбудителей, в том числе мнений, предложений, уговоров, которые наталкивают на потребность принятия новых решений... Это можно назвать и иммунитетом на определенные сигналы внешнего мира".

Для реализации акцептной и продуктивной функции такая воля не нужна.
Как вы помните, в описании первой функции о попытках воздействия других людей говорилось иначе. Тогда речь шла о том, что человек не поддается, но спокойно воспринимает другие взгляды, другое понимание, может спорить и т.д.
В случае работы третьей, акцептной функции, говорится о том, что человек должен иметь силы отключиться, то есть не обращать внимания.
Если же спор неизбежен, в области третьей функции случаются большие личностные и общенческие проблемы.


На отношения людей Аугустинавичюте обращает внимания не меньше, чем на сам психотип. Это следует помнить.
Для нее один психотип (не человек, а психотип, человек как представитель психологического типа, комплекс психический функций) всегда недостаточен и неполноценен.
Он нуждается как минимум в паре, как максимум - в единении со всеми 16-ю психотипами.
Не зря она назвала свою науку соционикой. Человек - часть Социона, интегрального разума, полноценной единицы интеллекта, которая состоит изо всех 16-ти типов.
Один человек с этой точки зрения решительно недостаточен.
Даже хуже. Он еще и психологически неуравновешен.

Юнг считал, что человек внутри себя компенсирован, что сознательные функции сбалансированы бессознательными, интровертные - экстравертными и т.д.
У Аугустинавичюте несовершенство, ограниченность мировосприятия типа возмещается его человеческим окружением - на работе, дома, в жизни.
Или не возмещается.
И тогда человек страдает, иногда болеет. Но даже если не болеет - мучается все равно.
Об этом мы будем говорить позже. Сейчас хочу только обратить ваше внимание, что именно поэтому Аугустинавичюте в описание каждой функции включает характеристики социального поведения человека: стыдится, хвастает, противостоит, не уступает, спорит и т.д.


Если рядом с человеком нет дополняющего, то адаптивная функция чужое воздействие на нее воспринимает как удар.
Человек чувствует себя беспомощным, не понимает сути упреков, не знает, как реагировать. Удар возводится в степень, то есть сильно преувеличивается.

Надо сказать, что Аугустинавичюте об этом возведении в степень говорит поразительно - как о самом простом и единственно доступным образе действия.
Что простого в такой реакции, почему она оказывается единственно возможной - совершенно непонятно.
Почему, например, человеку проще преувеличить степень непонимания, чем игнорировать его?
Я могу предположить только, что Аугустинавичюте описывает собственный опыт.


Это - одна из очень серьезных методологических проблем соционики Аугустинавичюте.
Поскольку она не опирается на сколько-нибудь существенную экспериментальную базу, постольку очень многие ее положения - это, как мне кажется, спекуляции на тему собственного личного опыта.
Схема такая: мне нужно понять, как работает функция - я прикидываю на себе и формулирую вариант описания - затем ищу подтверждения этого варианта в наблюдении за другими людьми - если нахожу несколько случаев, которые сопоставимы с интересующим меня вариантом - бинго! Решение найдено.
Сразу скажу, что методологические пуристы, которые полностью отвергнут такой способ, окажутся, с моей точки зрения, не очень правы.
Тут все зависит от исследователя, от степени его критичности к информации. Некоторые уникальные люди обладают такой интуицией и таким чутьем, что этот способ познания вполне может работать.
Однако в любом случае подобные открытия должны проверяться и перепроверяться.

Беда соционики в том, что она систематичной, строго организованной проверки своих положений так и не прошла.
В то время как Аушра Аугустинавичюте, ведомая своей сильно развитой интуицией, очень многое поняла.
Но очень много и навыдумывала.
В частности, положение об адаптивной функции является очень спорным. Мне кажется - надуманным.


Тем не менее, Аугустинавичюте предложила понимать эту функцию именно так.
Несогласие с другими людьми по адаптационной функции воспринимается как удар.
Оно возводится в степень.
Такое возведение есть не что иное, как бессознательный крик о помощи.
Причем, внимание!
Дополняющий тип "обязательно откликается и спешит на выручку".

Аугустинавичюте приводит некие усредненные формулы зова о помощи, вот они.
Экстравертные функции:
- логика (мышление) 16px-Socionics_symbol_Te_svg (Есенин Ю Есенин, Дюма Ю Дюма)
«Я не только не знаю, что и как делать, но не могу и не хочу знать»;

- этика (чувство) 16px-Socionics_symbol_Fe_svg (Бальзак Ю Бальзак, Габен Ю Габен)
«A у меня вообще нет и не было никаких эмоций. Эмоции других мне тем более не нужны»;

- сенсорика (ощущение) 16px-Socionics_symbol_Se_svg (Робеспьер Ю Робеспьер, Достоевский Ю Достоевский)
«Я не только не красив и не элегантен, но мне это и не нужно. Не имею жизненных целей (или объектов — любви), да они мне и не нужны»;

- интуиция 16px-Socionics_symbol_Ne_svg (Горький Ю Горький, Драйзер Ю Драйзер)
«Кому какое дело до того, что во мне? Нс хочу и не стараюсь быть ни сильным, ни разумным (честным, благородным)».

Интровертные функции:
- логика (мышление) 16px-Socionics_symbol_Ti_svg (Гексли Ю Гексли, Наполеон Ю Наполеон)
«Я еще глупее, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным»;

- этика (чувство) 16px-Socionics_symbol_Fi_svg (Дон Кихот Ю ДКихот, Жуков Ю Жуков)
«Я еще хуже и бестактнее, чем вы думаете. И никто мне не нужен»;

- сенсорика (ощущение) 16px-Socionics_symbol_Si_svg (Джек Лондон Ю Джек Лондон, Гамлет Ю Гамлет)
«Я еще более слабый и больной, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным» (заболевания параноидального или истероидного типа);

- интуиция 16px-Socionics_symbol_Ni_svg (Штирлиц Ю Штирлиц, Гюго Ю Гюго)
«Мне еще более страшно от всего того, что может произойти, но я ничего не предприму для изменения положения».

Для людей, знакомых с соционикой, вероятно, нужны пояснения.
Дело в том, что те функции, которые я назвал экстравертными, называются в книге Аугустинавичюте интротимными, а названные мною интровертными - экстратимными. Это следствие общей путаницы и постоянной необоснованной словесной эквилибристики: Аугустинавичюте нечто называет интровертным, оно у нее экстравертируется и называется экстратимными элементами, одновременно экстравертное - интровертируется и становится интротимным. Обращать внимание на это не надо. Ну, если вы не хотите найти в этом какое-то эзотерическое откровение.
Подробнее мы остановимся на этом, когда будем говорить о модели А.

Следует заметить еще, что сам принцип усредненности работы данной функции не очень хорош. Поскольку одна и та же функция становится МНС у двух психотипов, постольку ее работа происходит в разных комплексах.  Соответственно, функционировать элемент должен по-разному.
Например, Аугустинавичюте в примечании поясняет, что пример с интровертной логикой (экстратимной логикой, по тексту - vg_saveliev) больше подходит Гексли Ю Гексли, чем Наполеону Ю Наполеон.


4.Суггестивная функция.

rigid_cataleptic_state

В буквально переводе суггестивный - это основанный на внушении.
Четвертый элемент - наименее развитый и осознанный.
Аугустинавичюте считает, что об информации, с которой работает эта функция, у человека своего мнения нет.
Более того, человека это не волнует. Он безразличен к этой информации.
Это то, о чем человек не может и не хочет знать.
"Волю, мнения и распоряжения других в области этой функции он воспринимает не только как само собой разумеющееся, по даже не подозревает, что по этим вопросам он и сам может иметь какие-то собственные соображения".

Если человеку не на кого переложить ответственность за работу этой функции, он чувствует себя "незащищенным, ненужным, нелюбимым, неспокойным, неухоженным. И обижается на тех, кто в вопросах, связанных с четвертой функцией, требует от него своего мнения и самостоятельных решений".
"Для одного это — эмоции, для другого — поступки, для третьего — здоровье и т. п".


Аугустинавичюте делает еще два важных дополнения о работе функциональных комплексов.
1. Работа первой и второй функций, всего блока ЭГО требует напряжения внимания.
Малоосознанные третья и четвертая функции такого напряжения не требуют, внимание даже мешает. Нормальная работа этих функций обеспечивается автоматически, но при одном условии - нужна поддержка (контроль и защита) со стороны.

2. "…любое проявление активности, связанное с первой и второй функциями, дает человеку чувство силы и уверенности в себе. Все, что связано с третьей и четвертой (если они не защищены), наоборот, порождает чувство бессилия, неуверенности, требует помощи, участия, поддержки других людей. То есть индивид хорошо функционирует лишь при кооперировании с другими людьми, когда не приходится напрягать свое внимание, когда ответственность за реализацию этих функций берут на себя ближние".




Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).

Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике







Tags: Аугустинавичюте, Юнг, психологический комплекс, психотип, психотипология, соционика, тип, функции
Subscribe
Buy for 40 tokens
Кажется, что тонкая красная линия связала разрушительные пандемии и народные восстания. Да, народ искал тогда могущественные фигуры, которых можно было бы обвинить в ужасных событиях. Тогда и … потом, на протяжении всей истории. Питер Брейгель Старший «Триумф смерти»…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments