Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Categories:

Еще раз о национальности, национализме и политических взглядах А. Навального

Есть национальность. Есть национальный вопрос. И есть националистическая идеология, национализм.

Национальность, относимость к некоторой этнической группе – одно из самых очевидных свойств человека.
Практически любой человек имеет этнические, национальные черты. Это объективный факт, нравится нам это или нет.

Есть внешние признаки национальности:
- язык;
- часто - антропологические особенности (которые, строго говоря, не являются этническими);
- сопровождающая человека особенная материальная культура, от утвари до одежды, от убранства дома до характера поселений;
- духовная культура, в виде, например, определенным образом адаптированной религии, круга чтения, музыки, танцев;
- некоторые поведенческие стереотипы, которые иногда довольно сильно отличают людей одной национальности от людей другой.

Кроме внешних черт есть еще собственная, внутренняя ориентация человека. Его склонность отождествлять себя с некоей этнической общностью: народом, нацией. И наделять эту общность определенным количеством признаков, реальных или мнимых.

Национализм начинается не там, где человек осознает свою и чужую национальную принадлежность, свои и чужие национальные черты.


Для человека естественно принимать людей похожих и не особенно любить людей отличающихся.
Отличия – это ведь почти всегда немного другие ценности. А ценности – это не просто некоторые представления, привычки, правила. Ценности – это всегда четко установленное отношение к представлениям, правилам и привычкам. Эмоциональное отношение. Определенным образом установленная система чувствований.
Естественно, понятные и признаваемые нами взгляды, правила, привычки и желания мы воспринимаем как нормальные, допустимые, приемлемые. А чуждые – как искаженные, ненормальные, нездоровые, часто отвратительные.
Национальные черты – это целый комплекс отличий.  В человеке другой национальности мы зачастую видим не просто отдельные неприятные черты. Мы видим нечто совершенно непривычное нам, непонятное, неправильное. Довольно часто – просто враждебное.
Независимо от действительных намерений человека другой культуры. Другой национальности.

Естественно, малообразованные и малоразвитые люди почти не имеют шансов побороть в себе неприятие чужого. И испытывают по отношению к людям других национальностей страх, часто отвращение, даже ненависть. Особенно если это национальность из совершенно другого культурного мира.

Есть и другая сторона национальной проблемы.
Мы перестали быть частью класса, перестали смотреть друг на друга с довольно удобной классово-профессиональной точки зрения, как это было в позднем СССР.
Остались половые различия: каждый из нас является либо мужчиной, либо женщиной. Ну, в подавляющем большинстве случаев.
Остались национальные различия.
Больше о человеке при первом взгляде ничего не скажешь.
К тому же большинство предпочитают вообще не мудрить, а думать о человеке в рамках этих простых оснований. Он хитрый, потому что татарин. Он хорошо ведет бизнес, потому что еврей. Он разгильдяй, потому что русский. Он любит сало, потому что хохол. Хорошо жить в простом мире.

Беда в том, что просто мира нам не дано. И эти схемы в большинстве случаев не работают.

Впрочем, простые люди обычно компенсируют свою простоту хитростью. И довольно забавной изворотливостью ума. Поэтому постоянные несоответствия объясняются через ту же схему национальных характеристик. Есть жиды, а есть евреи. Он хохол, но правобережный. Он татарин, но обрусевший. Он чеченец, но с равнины. У него мать русская.

Однако даже худшие чувства, которые мы испытываем по отношению к людям неприятных нам национальностей, не делают нас националистами.

Национализм начинается не там, где человек пытается через этническую призму смотреть на  людей. Это естественно, хотя может быть и не сильно украшает человека.
Национализм начинается там, где появляется этнический взгляд на строение и функционирование общества, государства.

Если государство/общество мыслится как то, что реализует чью-либо национальную идею - это национализм.
Если граждане государства делятся на этнические группы, и каждый отдельный гражданин выступает в социуме как человек, несущий и реализующий этническую идею, программу, этнический, а не универсальный человеческий интерес – это национализм.
Если какая-либо группа граждан выдвигает определенные ими этнические интересы на первое место, и предлагает людям разной национальной принадлежности создавать разные условия социальной жизни – это национализм.
Наделение граждан правами, поражение в социальных и политических правах в зависимости от национальности – национализм.
Национализм идеологический и политический.

Он совершенно недопустим. Он не совместим с идеологией либерализма и демократизма. Националистическое общество не бывает ни свободным, ни демократичным. Это нужно очень хорошо понимать.

Там же, где отстаиваются частные вопросы:
- равноправное и полнокровное существование национальной культуры, высокой или бытовой;
- свобода ощущать себя частью того или иного народа;
- возможность соблюдать и демонстрировать окружающим правила и привычки своего народа, не вступающие в противоречие с юридически закрепленными в данном государстве правилами жизни, -
там стоит вопрос не о национализме, а о национальном сосуществовании.

Вопрос о национальном сосуществовании актуален для всех политических сил.
Особенно в обществе, где распространена нетерпимость ко всему отличному, непохожему. В котором традиция насильственного решения любых вопроса явно преобладает. Если не на уровне реального действия, то на уровне осмысления любой проблемы – точно.
Любая, даже ненационалистическая политическая группа не может игнорировать эту проблему.
Но ненационалистическая партия должна очень точно разделять национализм как государственную программу, право гражданина на национальную идентичность и право человека на бытовое выражение своей нелюбви к чему-то непохожему, отличному, инородному.
А это довольно непросто.
Особенно на территориях, где идет активное соприкосновение представителей разных национальностей. И где любой конфликт проще всего интерпретировать как столкновение, прежде всего, национальное.

Но простые объяснения и решения никогда не бывают справедливыми. И всегда приводят к разрушительным последствиям.

Что нам это дает? С точки зрения реальной социальной и политической жизни в России сегодня?
Если «мягкий национализм» Алексея Навального – это такая личная нетерпимость к людям других национальностей, то это его личное дело.
Хотя это кое-что говорит о нем. Спросите любого психолога.
Навальный может не нравится по-человечески, хотя бы в связи с диковатостью его взгляда на национальную проблему. Потому что таким не может быть взгляд зрелого и мудрого человека.
Но это может быть допустимо для него - как политика. Особенно в ситуации, когда бытовой национализм проявляется во взглядах россиян на каждом шагу.
Допустимо - как личные предубеждения и фобии человека, который держит их при себе.
Однако если как политик, и возможный правитель России, он будет намекать на необходимость каких-то специальных прав для русских, на необходимость разделения граждан по национальному признаку, то мы просто обязаны вовремя это увидеть и пресечь на корню. Отказать ему в поддержке. Пусть даже ценой личного разочарования в политиках и политике вообще.

Национализм как идеология, как государственная практика, как способ организации общества, абсолютно неприемлем в современном мире. Если мы действительно мечтаем жить в современном мире, а не вернуться в средневековье.

Ошибиться тут нельзя. Мы ведь не хотим быть свидетелями и участниками геноцида. Гражданской войны. Противостояния со всем миром. И возвращения тоталитарного политического режима.

А это – неизбежно. Стоит только начать делить граждан на социальные группы по национальному признаку. Дальше все пойдет само.

В либеральном и демократическом государстве возможна только одна категория людей - граждане. С равными социальными и политическими правами. Мы ведь этого хотим?

26 декабря 2011 года.


Tags: Навальный, граждане, культура, народ, национализм, национальность, нация, политика, россияне, русские, фобии, этнос
Subscribe
promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments