Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Categories:

Крокодил из "Мойдодыра" и движение мусульман к политической свободе и социальной справедливости.


mojdodyr

Мне думается, мы все-таки рано или поздно договоримся.
Мы - это верующие и не верующие, верующие радикалы и обычные люди, традиционно исповедующие ту или иную веру.
Даже мусульмане успокоятся. Только произойдет это не скоро.

Если посмотреть на историю Европы, то можно заметить, что до появления нерелигиозных доктрин либерализма и атеистического социализма все идейные поиски социальной справедливости происходили в рамках религиозного дискурса. А уж широкие политические движения были проникнуты религиозностью насквозь.

В мусульманском мире сегодня идет брожение. Прежде всего это связано с поиском идейных оснований стремления людей к приобретению политических прав и свобод.
Иранская революция в этом смысле - самый яркий пример.

Европейские христианские народы этот путь проходили на излете средневековья.
Кончилось все просто - религия постепенно ушла на второй план, перестала быть базой для политических программ и движений.
Но в тот момент, когда религии бурлила и распадалась на фракции, страсти кипели нешуточные.
И получить обвинение в оскорблении религии было не трудно.

Рано или поздно мусульмане перестанут обращать внимание на то, что датские газеты изображают пророка, а в России крокодил из "Мойдодыра" ругается, держа в лапе страницы из "Корана".
Это и сегодня по-настоящему беспокоит не так много людей.
Подобные страсти возбуждаются и подогреваются радикалами.
Выгоды понятны. Сплачиваться лучше всего против врага. Против друзей сбиваться в плотную толпу нет никакой необходимости.
Толпа нужна политическим лидерам, потому что только опираясь на сплоченную массу людей, можно получить какую-то власть в недемократическом обществе.

До тех пор, пока политика, политические реформы, проблемы власти будут стоять во главе угла, до тех пор, пока стремление людей исламской религиозной традиции к политическому самоуправлению и достойной свободной жизни не будет находить иного основания, кроме как в религиозно окрашенных идеологиях, нам возмущений со стороны мусульман не избежать.
А повод найдется всегда.

Можно ли избежать конфликтов благодаря какой-то особенной толерантности и внимательности?
Вряд ли. Люди неоднородны, у них не только разные ценности, у них еще и разный уровень зрелости.

Довольно трудно объяснить атеисту, почему он должен терпеть оскорбления со стороны религиозного человека.
Но верующие считают, что они вправе обвинять атеиста в аморализме априори.
Можно сказать атеисту, что вера тесно связана с эмоциями, а атеизм - с разумом. И человек разумный должен смотреть на человека эмоционального снисходительно. Но кого такой ответ удовлетворит?
Оскорбленного атеиста? Верующего, чей статус окажется приниженным? И кого такой ответ удержит от решительных действий, если люди на них ориентированы?

Невозможно объяснить мусульманину, что святое для него не обязательно является святым для всех. И, как показывает человеческая история, никогда не станет таковым.
Даже если мы не будем больше вообще касаться "Корана", пророка, веры и мусульманских обычаев в разговорах, статьях, книжках, кино и на ТВ, мы все равно не спасем себя от презрения, ненависти и возможной кары со стороны мусульманских радикалов. Мы виноваты уже тем, что мы неверные.

Точно также вы можете попробовать объяснить русскому православному радикалу-националисту, что человек может ощущать себя и быть русским, не будучи христианином.
У вас вряд ли получится. Националисты не ищут терпимости и согласия. Им нужно обосновать свое желание бороться со всем, что не укладывается в рамки их представлений.

Проблема не в самой религии. В любой вере, в любой святой книге можно найти всё - призывы к смирению, желание добра и, обязательно, нетерпимость к инакомыслию.
Действительная проблема - в социальных проблемах и политике. В том, что светские социальные доктрины о правильном обществе - либерализм и социализм - дискредитированы, а мусульманский мир подошел к периоду политических революций. И если раньше революционеры становились либеральными демократами или социалистами-коммунистами, то теперь они вынуждены опираться на религиозные идеи.

Но вот что предложить людям взамен религиозного фундаментализма и попытки построить общество на религиозных началах сегодня, и возможно ли это - большой вопрос.
Скорее всего, мы просто должны это пережить.







Tags: демократия, идеи, идеологиии, ислам, либерализм, мусульмане, народ, политика, религия, социализм, терпимость
Subscribe
promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments