Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Categories:

Военные, торговцы и хозяйственники - почему они все не дружат?

d-russ-v-027

Если вы внимательно посмотрите на историю государств, то вы увидите именно эту нелюбовь, взаимное презрение, даже социальную вражду.
Военные считают гражданских шпаками, с высока смотрят на торговцев и торговлю, торговцы смеются над вояками, часто ненавидят их, и обе социальных группы откровенно презирают хозяйственников, производителей материальных благ.
Объяснение, когда его знаешь, кажется довольно простым.
Есть определенные уклады социальной жизни, нравы, идеи, мировоззренческие парадигмы. Базовых - три.
Все они производны от доминирующего в социуме вида деятельности.
Есть общества хозяйственные, общества военные и общества торговые.

Общества хозяйственные - это родоплеменные общины догосударственного периода. Ни одно государство не может существовать как чисто хозяйственная организация.
В этом смысле в СССР был поставлен величайший эксперимент, когда пытались построить чисто хозяйственное государство, государство производства и производящих классов.
Но в действительности сначала построили государство военных и экономику, обслуживающую войну и военную экспансию во имя мировой революции.
А затем перестроили все под торговлю и внешнеторговую экспансию.
Идея пролетарской мировой революции, поддержанной и закрепленной штыками РККА, сменилась идеей мирного сосуществования и борьбы за расширение мирового социалистического лагеря, то есть планом борьбы за свою, параллельную Западной, мировую торговую систему.
Хозяйственная утопия не реализовалась потому, что это невозможно. Государство может быть только военно-торговым образованием.

Именно поэтому, мир первобытных племен, которые существую даже сегодня, и мир современного государственного человека, несовместимы.
Парадигма догосударственных народов, первобытных племен, служит погружению в хозяйственное взаимодействие с природой и так или иначе выражает зависимость человека от природных сил.
Первобытным людям малопонятны наши военно-торговые государства и цивилизованные отношения, непонятны принципы отношений между людьми.
Первобытные люди не встраиваются в государственный социум, а живут на его территории, и в рамках его юрисдикции, по своим законам, в своем мире.
Государство - деятельностная организация военных и торговцев.

xlarge_39c554f14daca9569ad8348d4a9ec5a3

Есть идеальное представление о мировоззренческой парадигме военных. Доблесть, честь, бытовой пофигизм, готовность умереть за Родину и народ, самоотверженность и достоинство.
Понятно, что это - идеал, за которым скрывается историческая жестокость военного класса, жадность, военные стяжательство, нетерпимость, непримиримость, пренебрежение человеческой жизнью, неуважение к трудящимся со стороны господствующих вояк, отказ признавать права простых людей, дополняющийся желанием их закрепостить, заставить работать на себя, свою силу и свою военную машину. Косность мышления, простота мировосприятия, препятствие прогрессу, тупость, подозрительность до параной, недоверие к окружающему миру и другим государствам - это тоже военная парадигма. С одной стороны - образ воина-защитника и освободителя для своих, с другой стороны - образ грабителя, поработитель, убийца, насильник - для чужих.
Если не сосредотачиваться исключительно на позитивных и негативных сторона, то можно сказать, что военное мышление - это бескомпромиссность, негибкость, уважение только силы, презрение к производящему труду, разделение мира на своих и чужих, склонность к простому силовому решению любых проблем, консерватизм, традиционализм, отрицание необходимости изменений вообще.
Именно поэтому военные общества консервативны и в них не возможен научно-технический прогресс на собственной основе. Римляне за многие века своей военной истории, например, не придумали стремян для своих конных воинов. Это ли не показатель.
Военные делят мир на своих и чужих, но большинство из них не в состоянии в конечном итоге свое отношение к чужим переносят и на своей отношение к своим. Именно поэтому военные общества начинаются как общества свободных общинников, но постепенно превращаются в общества господ и рабов, или господ и крепостных. В то время как политическая организация вырождается в деспотию.


Drawn_wallpapers_Merchant_ship_017029_9

Есть парадигма торговцев. Отношения людей - обмен. Если у человека есть что-то ценное, особенно уникальное - он достоин уважения. Люди любят себя, любят других, готовы обмениваться трудом, товарами, услугами. Любой человек ценен, потому что у него всегда что-то есть - либо искусство, либо просто рабочая сила, либо имущество, либо накопленные богатства. Чужое нельзя отнять, потому что тогда кто-нибудь другой будет иметь право отнять твое. Разделение на своих и чужих более сглажено. Чужие могут быть бизнес-партнерами, ничуть не менее ценными, чем свои. Другие государства воспринимаются не как силовые агрегаты, стоящие на пути овладения богатствами и новыми территориями, а как сосед с определенными возможностями взаимовыгодного обмена.
Конечно, это совсем не благостное общество. Торговля - это не обязательно равноценный обмен, это еще и обман, и жадность, и имущественное стяжательство. Особенно тогда, когда государство еще не преодолело в себе военную парадигму. Однако по сравнению с военным мышлением это все-равно более человечный взгляд на мир и на других людей.
Именно торговцы и торговое общество стимулируют технический прогресс, именно торговые государств привели мир в эпоху научно-технической революции.
Именно в торговых обществах человечество возвращается от тирании к свободе, политической конкуренции и выборной власти.

Военные и торговцы противостоят друг другу исторически. Это совершенно разный принцип выстраивания отношений с окружающим миром. Отобрать или отменять, забрать силой или выровнять взаимные потенциалы путем сравнения товаров и услуг - есть разница, правда?
Но надо заметить, что саму основу государственности, надо полагать, заложили военные. не было бы войны как профессионального, постоянного занятия, мы до сих пор оставались бы первобытными дикарями-общинниками, растворенными в Природе.

Россияне частью своего мировоззрения до сих пор задержались в военной парадигме.
Мы помним о чести, совести, доблести, забывая, что эти качества всегда сопровождаются одновременной жестокостью, насилием, презрением к людям и их труду.
Военная парадигма и ее защитники подсказывают - здесь честь, а там - продажность, здесь доблесть - а там выгода. Здесь ориентация на служение, а там - на личную выгоду.
Только все это неправда. И военное общество живет вовсе не честью и правдой, а преимущественно жестокостью и военным грабежом.
И торговое общество вовсе не построено на одной только жажде наживы и обмане, но несет мир, взаимное уважение и технический прогресс.

Сложность вычленения чисто военных и чисто торговых обществ заключается в нескольких моментах.
Во-первых, в государстве в течение длительного исторического времени всегда идет чередование двух видов деятельности.
Бывают общества чисто военные, и тогда нацеленность на военную экспансию, территориальные захваты или уничтожение окружающих государств, через равные промежутки сменяется нацеленностью на военную защиту своего и захваченного. Военные государства - это варварские королевства раннего средневековья. Но это и Русь после монголо-татарского нашествия.
Бывают общества чисто торговые. Древность таких обществ не знает, потому что там не изобрели внутриторговое общество. Торговля как доминирующий вид социальной деятельности в Древности - это всегда внешняя торговля. На внутренней торговле зарабатывать серьезные капиталы древние просто не умели.
Поэтому чисто торговые общества возникают только в Новом времени. Сначала это Голландия, затем Великобритания, США, наконец - Франция. В чисто торговых обществах через равные промежутки устанавливается то домината внешней, экспортной торговли, то преобладание внутренней.
Европа между Ранним средневековьем и Новым временем - это период военно-торговых экспансионистских государств. В то время как Россия впала в военную дикость, на Западе строились города, развивалось производство, ремесла, зарождалось товарное производство, укреплялись внешнеторговые связи. Возникал гуманизм, человеколюбие, уважение к человеку и т.д.
Проблема была в том, что торговцы долгое время сосуществовали с военными и боролись с ними. Равно и торговое мировоззрение боролось с военным. Именно отсюда очень острая социальная и политическая борьба в Европе того времени.
Так или иначе, но в рамках военно-торговой государственности Европа накопила богатств больше, чем Россия в рамках чисто военного общества того же времени.
Европа наращивала богатство, материальную культуру и благосостояние граждан, Россия прирастала территориями и врагами.

У Европы - прямой путь от чисто военного общества к чисто торговому через военно-торговый период.
У России - сложный путь от военно-торговой Киевской Руси, страны городов, приблизительно равной по развитию Европе Классического средневековья через чисто военное общество, с соответствующим упрощением социальной жизни, к чисто торговому обществу.
И именно поэтому в России, где 600 лет доминировали военные, презиравшие крестьян и ремесленников и ненавидевшие торговцев, торговая парадигма, торговые представления о человеческих отношениях, о социальном взаимодействии, о ценности человеческой жизни приживаются с трудом.
Освоение людей в чисто торговом обществе - вот главная проблема России сегодня.



Tags: Европа, Запад, НТР, Россия, Русь, военные, государство, история, история России, мировоззрение, общество, парадигма, прогресс, социум, торговцы, хозяйственники, цивилизация
Subscribe
promo tanjand 18:03, вчера 34
Buy for 40 tokens
Все просто: для этого надо быть красавицей, и чтобы тебя заприметил Юпитер…. Счастливой от этого не станешь, но тёлкой – запросто. Однажды Корреджо задумал серию картин «Возлюбленные Юпитера» и написал четыре полотна, хотя, возможно, задумывалось больше, так как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments