Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Россия на рубеже эпох. Социальное проектирование.

title-fon

С 2014-2017 годов в истории России начинается новый период - цикл деятельностной реорганизации.
Сейчас в России доминирует внешняя торговля, точнее, внешнеторговая экспансия.
Мы ищем и осваиваем новые рынки сбыта: для энергоносителей, оружия и, в меньшей степени, для некоторых других товаров и услуг, типа, например, космических перевозок.
Этому подчинены все другие виды деятельности, от военной до научной и образовательной.
Этому подчинены усилия политиков: в межгосударственных отношениях они обеспечивают суверенное право распоряжаться ресурсами страны и выгодный режим торговли; внутренняя политика призвана обеспечить социальный мир, необходимый для регулярной эксплуатации ресурсов и внешнеэкономической экспансии товаров и капиталов.
Однако возможности поддерживать социальный мир на базе старой, внешнеэкономической модели на сегодняшний день практически исчерпаны.

Она больше не удовлетворяет верхушку общества.
Открытая модель элиты предполагает постоянный приток в верхушку новых людей. Эти люди должны получать свою долю доходов.
Поэтому либо объем внешней торговли должен постоянно увеличиваться, расширяться, обеспечивая новичков.
Либо должно производиться перераспределение долей, что крайне болезненно воспринимается сложившимися элитными группами.
Либо открытая элита должна превратиться в закрытый клуб и заморозить общество.

Во внешнеторговой экспансии есть реальный предел расширения. Мы сегодня его достигли.
У нас не так много конкурентоспособных товаров, которые мы можем предложить на внешних рынках. Все они на сегодняшний день освоены.
Создание новых конкурентоспособных отраслей требует иной торгово-экономической системы.
В том числе, иных источников финансирования таких товаров. Мобилизации налоговых средств и прибылей компаний уже недостаточно, нужны средства населения и вовлечение самого населения в процесс интенсивного зарабатывания денег.
Нужны также новые механизмы создания товаров и производств. Централизованное выделение крупных средств под искусственно созданного бюрократического заказчика здесь ничем помочь не может.
Бюрократия ориентируется на внеэкономические стимулы и конкурентоспособный товар создавать не в состоянии.

В перераспределении средств среди элиты тоже есть проблемы. Делиться с новичками не хочет никто.
Механизм принудительной дележки имеет ограниченные возможности.
Дележка всегда происходит либо в войне групп, либо волевым решением арбитра.
В случае арбитража это оборачивается тем, что все элитные группировки рано или поздно прекращают воевать друг с другом и открывают объединенный фронт против арбитра.
Что-то подобное сегодня происходит в отношении к арбитражу В.В. Путина.

Превращение элиты в закрытый клуб не менее проблематично. Потому что это требует перекройки все сложившейся властно-политической системы.
Элита не может просто дать объявление в газетах: Прием закрыт!
Она должна обрезать все связи с другой, неэлитной частью общества.
Понятно, что ни политическая выборная демократия, ни политические свободы этого не позволяют.
Объяснить народу необходимость уничтожения выборной демократии и политических свобод довольно трудно.
Особенно с учетом того, что элита не монолитна, и различные элитные группы прекрасно понимают - если не народ, одна из элитных групп сразу скушает все остальные.

На самом деле, если отвлечься от форм проявления недовольства существующим положением, например, в протестной оппозиции, то все основные претензии будет сводиться именно к этим трем проблемам:
1) потенциал внешнеторговой экспансии исчерпан, новых товаров на продажу нет и нет системы, которая позволяла бы такие товары создавать;
2) если не будет роста доходов от экспорта, не будет возможности расширения элиты; для активных людей, желающих сделать карьеру, закрываются все перспективы, с чем они не хотят мириться; существующие элитные группы вынуждены сражаться за свое положение, что тоже крайне некомфортно;
3) в условиях стагнации существует опасность того, что ведущие элитные группы сделают ставку на сворачивание политических свобод и окончательное выхолащивание демократических институтов; это не нравится не только социальным новичкам, это не нравится и значительной части элиты.

Решаются все эти проблема вовсе не политической борьбой.
Особенно - не текущей политической борьбой!
Потому что оппозиция родила сегодня две популярные и понятные народу идеи:
- страна не может развиваться, потому что ее опутали мерзавцы-коррупионеры;
- государство гибнет, потому что его заполонили мигранты, отнимающие работу и хлеб у коренных жителей.
Естественно, ни первая, ни вторая не имеют никакого детерминирующего отношения к базовым проблемам страны. Это - симптомы заболевания, но сама болезнь не в этом.

Существующая коррупция - всего лишь механизм перераспределения прибыли от торгово-экономической деятельности внутри элиты.
Предприниматель может богатеть сам. Он может делиться своей прибылью с чиновником, и тогда богатеть будут они оба.
Гарантий того, что предприниматель, если он будет получать всю прибыль единолично, направит ее на развитие страны, нет никакой.
Вероятность того, что предприниматель, получив свободу от дележки с чиновником, сразу сократит цены или стоимость своих услуг, тоже нет.
Для этого нужна конкуренция.
Для конкуренции необходимо, как минимум, наличие большого количества свободных и инициативных предпринимателей, легкий и дешевый кредит, надежная финансовая система, ориентированность людей на развитие, а не на личное потребление, планы жизни в стране, а не за бугром и т.д.

Проблема мигрантов не является одним только следствием корысти чиновников и предпринимателей.
Россияне не очень хотят работать.
Часто - не хотят работать ответственно и качественно.
Особенно не желают они добросовестно трудиться на низкоквалифицрованных тяжелых работах.
В стране низкая безработица и сокращающееся население. Это - реальный факт.
Искоренением миграции эти проблемы не решаются.
Тем более что принуждать собственное население к работе правительство не может.

В общем, проблемы известны, но ключа к их решению сегодня, кажется, нет.
То, что предлагает оппозиция, как минимум поверхностно.
То, что предлагает правительство, вся правящая группа - не совсем понятно.

Путин, кажется, сосредоточился на своих социальных обязательствах и оборонке.
Но сами по себе социальные обязательства, их исполнение ничего не решают, только консервируют систему.
Оборонка, как бюрократически ориентированная система производства товаров, ничего конкурентоспособного создать не может. Расходы на нее сами по себе запустить принципиально новую экономику не в состоянии.
Модернизацию, инновации и диверсификацию, как лозунг, скомпрометировал политик Д.А. Медведев.
Сначала фальстартом - слишком рано начал.
Затем - политическими маневрами, в результате которых удержать этот лозунг как главный лозунг политики хотя бы своего премьерства 2014 года Медведев не смог.
Впрочем, это все равно была бы бюрократическая программа. А нужны механизмы, вынуждающие создавать конкурентоспособные товары и производства.
Наконец, программа инфраструктурного производства сама по себе может ничего и не решать.
Она, скорее всего, лишь один из шагов по расширению внутреннего рынка страны.

Тем не менее, с 2014-2017 гг. начинается этап деятельностной реформы.
Теоретически из внешнеторговой экспансионистской системы можно двигаться в две стороны:
- переориентироваться на военную экспансию, то есть на захват ресурсов других стран;
- начать строительство внутриторговой экономической системы, то есть переориентироваться с производства товаров на экспорт на производство товаров для нужд собственного населения и всей страны.

Мне думает, что мы не станем воевать с Украиной, Казахстаном, Китаем или Европейским союзом за "жизненное пространство". И не попытаемся отвоевать у США Аляску.
Значит, остается один путь - трансформация внешнеторговой эспортно-ориентированной торгово-экономической системы во внутриторговую, ориентированную на внутренний рынок и внутреннего потребителя.
Однако это не будет система, живущая за счет инфраструктурного строительства.
И не система, ориентированная на производство продукции оборонных отраслей.
Внутриторговая система - это система, ориентированная на освоение доходов граждан, как краткосрочное, путем продажи товаров и услуг, так и долгосрочное, путем вовлечения капиталов и имущества граждан в торговый оборот. И посредством установления крайней зависимости подавляющего большинства граждан от потребления товаров, что заставляет их работать, работать и работать.
Внутриторговая экономика не отменяет внешней торговли, а надстраивается над ней. И подчиняет ее себе.

Реорганизация - история долгая, реформа продлиться до 2044 года. Первые подвижки станут заметны где-то году в 2017.
Для выработки адекватной программы и правильных рецептов еще есть время.
Вероятно, эти рецепты будут включать и борьбу с коррупцией. Но вряд ли это будет главным элементом необходимого комплекса мероприятий.

Такие развитые страны как Великобритания, Франция, Нидерланды, США уже проходили подобные реорганизации. Даже Германия, кажется, уже один раз пережила такой переход.
У них тоже были циклы, когда преобладала экономика внешнеторговой экспансии. Но затем на смену внешнеторговой приходила внутриторговая экономика.

Сейчас, например, такая экономика существует в США, Великобритании. Видимо, в Германии.
Нам есть у кого поучиться.
Мы можем использовать опыт этих стран для выработки оптимального пути.

Наш цикл торгово-экономической реорганизации - 2014-2044 годы, причем решающее 13-летие - 2014-2026 гг.
Циклы аналогичных реорганизация в некоторых развитых странах указаны ниже.

Великобритания (два раза):
- цикл реорганизации 1797-1827, решающее 13-летие - 1797-1809;
- цикл реорганизации 1950-1980, решающее 13-летие - 1950-1962.

США (два раза):
- цикл реорганизации 1797-1827, решающее 13-летие - 1797-1809;
- цикл реорганизации 1950-1980, решающее 13-летие - 1950-1962.

Франция (один раз):
- цикл реорганизации 1897-1927, решающее 13-летие - 1897-1909.

Германия (предположительно, нуждается в проверке):
- цикл реорганизации 1952-1982, решающее 13-летие - 1952-1964.

Нидерланды (предположительно, нуждается в проверке и уточнении)
- цикл реорганизации 1672( или 1680)-1702 (1710), решающее 13-летие - 1672 (1680)-1684 (1692);
- цикл реорганизации 1825 (1833)-1855 (1863), решающее 13-летие - 1825 (1833)-1837 (1845);
- цикл реорганизации 1978 (1986)-2008 (2016), решающее 13-летие - 1978 (1986)-1990 (1998).

Вероятно, именно в Нидерландах впервые открыли такой путь социального развития - заставить производство работать преимущественно на внутреннего потребителя, сделать такой тип товарного производства главным направлением приложения усилий для предпринимателей страны.
Может быть, разделить право первооткрывателей с Нидерландами может Швейцария.
Главное, что элиты и правящие группы разных стран уже делали это.
Сделают и наши.
Но нам, в отличие от старых торговых экономик, есть у кого поучиться.
И мы можем провести гораздо более внятные, правильные и эффективные реформы.



Tags: Великобритания, Германия, Нидерланды, Россия, Франция, государство, народ, оппозиция, реформы, торгово-экономическая реорганизация, торгово-экономическая система, циклы, элита
Subscribe
promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments