Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Category:

Лайфхакинг о деньгах: потратить или сберечь? Психологический бухучет.

Денежное дерево 2

Стоимость денег не зависит от того, каким путём мы их получили или как мы их потратили. 100 рублей всегда 100 рублей.
Но, согласно многочисленным исследованиям, мы часто ведём себя нерационально, когда речь заходит о деньгах, присваивая им значение, ничего общего не имеющее с их истинной ценностью.
Например, свою зарплату мы потратим с большей осторожностью, чем ту же сумму, внезапно доставшуюся нам от нашей тёти Маши.
А ту тысячу рублей, которую мы найдём на дороге, мы тоже, скорее всего, потратим на нечто ненужное.

Поведенческие экономисты называют этот тип принятия решений психическим бухучётом.
Иногда это работает в нашу пользу.
Например, мы склонны относиться к сберегательным счетам в банке с предельной осторожностью: они для нас — как священные памятники, их стоит рассматривать издалека, восхищаться ими, но ни в коем случае к ним не прикасаться.
Однако в других случаях это служит причиной странных нелогичных расходов — мы их даже не замечаем.

Вот пять примеров подобных нелогичных привычек.


1. Размер имеет значение


-доллары-1277301258_33-e1294756066108

Когда речь заходит о доходах сверх регулярной зарплаты - неожиданных бонусов, премий или возвращенного нам долга- то наше отношение к ним зависит от суммы.
Эксперт Гэри Бельский так говорит об этом: "Если вам вернут $300, то вы с большей вероятностью потратите их по собственному усмотрению, чем если вам вернут $3000, даже если вы можете позволить себе их потратить".
Чем больше сумма — тем больше шансов, что мы задумаемся о её ценности, и тем сильнее вероятность, что мы эти деньги сохраним. Так что получать неожиданные дополнительные деньги полезно только в том случае, если сумма действительно велика для вас.
Люди, получившие неожиданно небольшую сумму, как правило, стремятся быстрее избавиться от неё, как будто эти деньги радиоактивные. Мало того, при этом они берут дополнительные деньги из своих сбережений и тратят и их тоже.
Вот один из примеров Бельского:
«Мой друг Гидеон работал за границей в небольшой американской компании. Находясь в отпуске в США, он зашёл в штаб-квартиру своего босса на Манхэттене и, к своему удивлению, получил небольшой бонус в размере $400.
„Великолепный подарок!“ — думал он, пока не понял, что к концу своей поездки потратил в пять раз больше, чем получил. Каждый раз, когда Гидеон шёл в магазин или ресторан, его жена вспоминала об этом бонусе, и они тратили куда больше денег, чем планировали.
„Зачем экономить? — говорила жена. — У нас же есть на 400 свободных долларов больше, чем мы рассчитывали“».


2. Секрет халявы


weight_loss_tactics_1

Никто не любит думать о себе, как о халявщике, но исследования показывают, что люди играют в странные психические игры с самими собой или своими друзьями.
Например, в ресторанах, где они заранее договорились поделить расходы по счёту.
По словам экономиста Тима Харфорда, когда мы знаем, что стоимость нашей еды будет распределена между пятью друзьями, мы с большей вероятностью закажем дорогие блюда.
При этом мы совершенно не учитываем, что платить будем не только за себя — раз уж договорились поделить расходы поровну — но и за ещё четыре дорогих блюда, поскольку наши друзья руководствуются той же логикой.
Харфорд считает, что причина этому — в двух психологических факторах.
Первый фактор — социальное давление: если вы заказываете омаров, то и я закажу омара.
Второй — бессознательное стремление людей к халяве везде, где только возможно.

Экономисты наблюдали за поведением случайных людей в ресторанах при трёх случаях: расходы делятся на всех поровну, каждый платит за себя или один платит за всех.
В первом случае каждый заказал примерно на сумму $51, во втором — на $37, а в третьем — на $82.


3. Скидки и деньги

iStock_000010289099Small

Процент скидки иногда для нас более важен, чем та сумма в рублях или долларах, которую мы экономим.
Джонатан Бехер из «Forbes», привёл такой пример:
Нескольких человек спросили, готовы ли они поехать в далёкий магазин, чтобы сэкономить $5 на покупке дешёвого калькулятора или те же $5 на покупке куртки за $125.
Результат: 68% опрошенных согласны были ехать далеко, чтобы купить калькулятор, но только 29% согласились отправиться в дальний магазин за курткой.

Решение, по всей видимости, основано на стремлении заключить более выгодную сделку.
Скинуть треть цены от дешёвого калькулятора является более мощным мотиватором, чем экономия всего 4% стоимости от дорогой куртки.
Это не отменяет того факта, что в обоих случаях вы экономите ровно $5. Эти $5 имеют одну и ту же покупательскую способность в независимости от того, тратите ли вы их на калькулятор, куртку или даже на автомобиль.


4. Хруст наличности


f20120516180447-x_a3e8fbe5

Как правило, людям нравится ощущение от новенькой хрустящей купюры больше, чем от старой того же достоинства. Поэтому они стремятся держать в руках именно новые деньги.
Внешний вид денег — особенно если они новенькие, чистые и яркие — оказывает психологическое воздействие на большинство трат.
Исследователи попросили одних субъектов походить по магазинам со старыми купюрами в кармане, а других — с новыми.
Покупатели были склонны тратить больше, если владели изношенными купюрами.
Кроме того, они даже были склонны снять со счёта дополнительные деньги, чтобы избавиться от старых купюр и сохранить при этом новенькие деньги.


5. Крупные купюры


Rub_3

Мы придаём большее значение купюрам большего достоинства, даже если в нашем кармане больше купюр малого достоинства.
Это называется эффектом деноминации.
Так происходит из-за того, что нам легче и быстрее оперировать несколькими купюрами большого достоинства, чем множеством мелких купюр.
Большая простота в вычислениях приводит к положительным эмоциям по отношению к крупным деньгам, и заставляет людей тратить их менее охотно, чем мелкие деньги, даже если суммы эквивалентны.
Имейте это в виду, когда пойдёте в банк в следующий раз: стоит постараться, чтобы в вашем кошельке оказалось побольше купюр достоинством в 5000 рублей, и тогда вы с большей вероятностью будете экономить деньги.


Полина Кормщикова. "Несколько секретов «психического бухучёта»".





Tags: деньги, поведение, психология, расходы
Subscribe
promo vg_saveliev january 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments