Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Законопроект президента Д.А. Медведева о выборах в Государственную Думу. Некоторые пояснения.

Президент Д.А. Медведев внес вчера в Думу новый избирательный законопроект. Называется "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Интересно, что внес он его после встречи с лидерами зарегистрированных оппозиционных партий. Обсуждалась политическая реформа. Присутствовали представители КПРФ, СР, ЛДПР, Яблока, Патриотов России, Правого дела.

И до того, как встретился с лидерами политических партий,  не имеющих регистрации. Чтобы поговорить на ту же тему.
За точную формулировку принципа отбора политиков на вторую встречу не поручусь. Формат это встречи пока не вполне понятен.
Михаил Прохоров, например, говорит, что его не пригласили. Хотя он собирается партию создавать. И готов обсуждать вопросы политической реформы.
Рыжков говорит, что звонок из администрации президента был.
Как с Кудриным – не знаю. Ничего не увидел пока и про Касьянова с Немцовым.

Но это, собственно, не очень важно.
Потому что президент внес, кажется, все запланированные властью законопроекты, числом четыре:
- о депутатах Госдумы;
- о выборах глав регионов;
- об упрощении регистрации партий;
- о подписях для участия в выборах непарламентских партий и самовыдвиженцев.

Какой смысл имеют теперь консультации с протопартийными политическими лидерами  - непонятно.
Можно, конечно, предположить, что Д.А. Медведев встретится с ними не как президент, а как один из лидеров правящей партии.
Чтобы учесть их пожелания и сориентировать своих депутатов в процессе работы над законопроектами в Государственной Думе.
Но вообще-то это чепуха. Выглядит совершеннейшим абсурдом.

Скорее всего, эта встреча нужна для налаживания политического диалога. На условиях партии власти.
Впрочем, это уже не так важно. Любой диалог – это хорошо. Даже монологический.
Кстати, эта встреча интересна и с точки зрения оценки перспектив развития политического поля.
Можно предположить, что приглашенные будут допущены до системной политической деятельности.
Соответственно, можно будет прикидывать контуры новой политсистемы.

Основные положения законопроекта о выборах ГД таковы:
- пропорциональный принцип формирования палаты сохраняется;
- государство разделяется на 225 территориальных единиц, депутаты будут избираться от них;
- общефедерального списка не будет, федеральный список каждой партии будет состоять из региональных;
- раньше партии должны были сформировать не меньше 70 региональных групп, теперь – фактически не меньше 50 региональных групп;

- партии освобождаются от сбора подписей для регистрации списков;
- сведения о доходах и имуществе кандидатов будут размещаться не ЦИКом, а самими политическими партиями под их ответственность;
- избирательные фонды могут принадлежать не только партиям и их региональным отделениям, но и отдельным кандидатам; фонд кандидата ограничен 6 млн рублей, из денег либо партии, либо самого кандидата (граждане и организации в фонд кандидата жертвовать не могут);

- вводится регулирования участия в предвыборной агитации сетевых изданий;

- закрепляется право наблюдателей вести фото- и видеосъемку на избирательных участках;
- гарантируется непрерывная видеотрансляция в Интернете хода голосования и подсчета голосов.

Теперь кое о чем подробнее.

Партии.
Пропорциональный принцип означает, что субъектами избирательной кампании остаются партии, а не люди.
Люди голосуют за региональную группу, но на самом деле голосуют за партию, прежде всего.

Территории.
Нарезка 225 округов будет производиться так. Общее число граждан страны с пассивным избирательным правом поделят на 225, получится количество граждан на один округ.
Сейчас у нас приблизительно 110 млн избирателей.
Получается, одна территориальная единица должна включать 490 тысяч избирателей.
Это единая норма представительства.
Дальше произойдет нарезка округов внутри регионов. Количество избирателей региона делится на единую норму представительства.
Допустим, в Москве 7 млн избирателей. Делим 7 млн на 490 тыс., получаем 14, 28.
Значит,  Москва будет поделена на 14 территориальный единиц.
Однако если регион по числу избирателей не дотягивает, его все равно делают одной территориальной единицей.
За счет сокращения представительства более населенных субъектов.
Таким образом, каждый субъект федерации будет представлен в парламенте своими депутатами.

Нарезка.
Нарезка единиц – штука интересная. Она будет производиться раз в 10 лет. Минимум за год до голосования.
От того, кто и как эту нарезку будет производить, зависит очень многое.
Дело в том, что очень часто территории имеют некоторый преобладающий социальный состав.
Например, в этом районе живут преимущественно рабочие. В этом – богатые. В этом – научная интеллигенция.
У каждой такой группы могут быть совершенно определенные политические предпочтения.
Ну, например, богатые – за ЕР, Путина и Медведева, рабочие – за Жириновского и ЕР, а интеллигенция – за Яблоко и КПРФ.
Формируя территориальную единицу, я могу рабочих и интеллигенцию разбавить богатыми.
Или смешать рабочих с интеллигенцией, пусть там не получит явного преобладания ни одна из партий.
В общем, тут колоссальное поле для деятельности.
И правящая партия, нарезающая территориальные единицы, может существенно облегчить себе политическую борьбу.

Партийный список.
Партийный список лишается общефедеральной части, которая сегодня может включать до 10 человек. Общефедеральную часть сегодня возглавляет лидер партии.
Теперь лидер партии сможет выдвигаться только в каком-то отдельном регионе.
Например, Явлинский сможет выдвинуться в Москве или Питере.
Соответственно, он не будет присутствовать в списке партии где-нибудь в Находке. Где "Яблоко" будет представлять мало кому известный активист партии Федор Иванович Сидоров.
Региональные списки теперь соответствуют одной территориальной единицы. Сегодня они могут включать территорию нескольких соседних регионов (субъект федерации, группа субъектов, часть территории субъекта).

Масштаб партии.
Сегодня есть ограничение по числу региональных групп. Их должно быть не меньше 70.
Ограничение на число региональных групп снимается. Однако возникает другое.
В одной региональной группе партийного списка может быть не более 4 человек. В федеральном списке – не менее 100 кандидатов.
То есть, наполняя региональные списки по максимуму, партия должна выставить минимум 50 региональных групп.

Паровозы.
Те нормы, которые позволяют использовать в качестве кандидатов людей, не предполагающих идти в парламент, сохраняются.
Кандидат региональной группы по прежнему может передать свой мандат следующему в списке.

Барьер.
Барьер прохождения партии в Думу снижается с 7 до 5 процентов.
Схема распределения мандатов внутри списков партий, получивших 5 и более процентов голосов, пока не очень понятен.
Сначала мандаты распределяются между партиями согласно проценту полученных партией голосов.
Затем – внутри партий. Здесь мандаты передаются представителям региональных списков, пропорционально полученным списками голосам.
Как я понял, предполагается некий компенсаторный механизм для партий, которые победили в субъекте федерации, но не преодолели пятипроцентный барьер. Они получат по одному мандату от каждого такого субъекта? Или просто один мандат?

В общем, это конечно демократизация.
Но это такая демократизация, которая отнюдь не обязательно облегчает жизнь оппозиционным партиям.
Решая одни проблемы, она создает другие. Снимая заслоны, возводит новые.  

Кроме того, после внесения законопроекта выступила глава государственно-правового управления президента РФ Лариса Брычева и сказала, что ни возвращения к мажоритарной системе, ни разрешения избирательных блоков не предполагается.
Ну, преимущества мажоритарной системы неочевидны.
А вот запрет на избирательные блоки явно действует против либерально-демократического фланга нашего политического поля.

В целом же власть придерживается политики дробления оппозиции и переноса партийно-политической активности на местный уровень.

Однако в действительности нет барьеров, которые нельзя преодолеть.
Достаточно просто получить поддержку избирателей.
Однако это уже другая тема.


Tags: Брычева, Медведев, Прохоров, выборы в Думу, демократизация, избирательная реформа, избирательный закон, оппозиция, партии, партийный список, пропорциональный, проходной барьер, регионы, субъект федерации, территориальная единица
Subscribe
Buy for 40 tokens
Кажется, что тонкая красная линия связала разрушительные пандемии и народные восстания. Да, народ искал тогда могущественные фигуры, которых можно было бы обвинить в ужасных событиях. Тогда и … потом, на протяжении всей истории. Питер Брейгель Старший «Триумф смерти»…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment