Существует такая проблема - рациональности человека, осознанности его экономического поведения и выбора.
Александр Аузан в своей книге "Экономика всего", выпущенной издательством "Манн, Иванов и Фербер", рассказывает об этом так.
Человек в классической экономике - существо эгоистичное (Адам Смит) и рациональное (французское Просвещение XVIII века).
Такой человек всегда делает осознанный выбор на основе строгого расчета, то есть внимательного анализа всех выгод и невыгод того или иного экономического действия. Стремится он, конечно же, к максимальной выгодности своих действий.
Институциональная экономика усомнилась в этой концепции и старается увидеть человека живого, реального.
Понятно, что человек - не живой компьютер на ножках, занятый вычислением пользы и выгоды от каждого своего действия.
Одна из главных идей институциональной экономики - положение об ограниченной рациональности человека.
"Просветительское представление о том, что человек обладает неограниченными рациональными способностями, опровергается жизненным опытом каждого из нас.
…Экономист и психолог Герберт Саймон получил Нобелевскую премию за решение вопроса о том, как именно проявляется ограниченная рациональность и как при этом человек, не имея бесконечных способностей к добыванию информации и ее переработке, решает множество жизненных вопросов.
Давайте представим себе, как человек, согласно стандартному учебнику экономики, должен проводить утро.
После того как он встал, он должен решить минимальную оптимизационную задачку, чтобы позавтракать, а именно — заложить все возможные виды йогуртов, творога, яиц, ветчины и всего прочего, что едят на завтрак, с учетом различия производства, географии, цен.
После того как он все это обсчитает, он сможет принять оптимальное решение: купить яйца (а не авокадо) в Москве (а не в Сингапуре), в конкретном магазине и по конкретной цене.
Есть подозрение, что, если человек не привлекает для подобных расчетов парочку правил — или, другими словами, институтов, — он в этот день не то что не позавтракает, но даже не поужинает.
Так каким же образом он решает эту задачку?
Герберт Саймон утверждал, что решение принимается следующим образом… Он делает несколько случайных испытаний, устанавливает шаблон, уровень притязаний (которым пользуется в дальнейшем - vg_saveliev)...
...из положения об ограниченной рациональности людей вовсе не следует, что они глупые. Оно лишь означает, что люди не обладают способностями к обработке всей полноты информации, но при этом имеют простой алгоритм, чтобы решить множество самых разных вопросов".
Или, если сказать иначе, человек вместо смекалки, что было бы чрезвычайно утомительно и даже невозможно, использует некое общее правило, абстрактный алгоритм, который в институциональной экономике называется институтом.
Немного позже Александр Аузан перечисляет некоторые алгоритмы решения обычных хозяйственных задач - "эффекты Веблена":
"Возьмем сферу принятия потребительских решений в условиях ограниченной рациональности: нам нужно сделать выбор, притом у нас совершенно точно нет возможности проанализировать все множество вариантов. Тут нам на помощь приходят простые правила, которые облегчают нашу задачу.
Сто лет назад основоположник институционализма Торстейн Бунде Веблен открыл три таких правила, которые впоследствии были подтверждены эконометрически и получили название «эффекты Веблена».
Первый эффект называется «демонстративным потреблением»: вы покупаете то, что дороже, потому что считаете, что оно по определению лучшее, и тем самым сокращаете для себя издержки выбора.
В русском сознании этот принцип сформулирован в поговорке: «Дорого, да мило — дешево, да гнило» (кстати, абсолютно неверной с экономической точки зрения, потому что цена и качество не имеют однозначной связи).
Второй вариант — «присоединение к большинству»: все так делают, и я так делаю.
В советское время вы просто становились в самую длинную очередь, а уже потом спрашивали: «Чего дают?» Вы перекладывали на других издержки поиска и принятия решения о том, что для вас является самым необходимым. Эта очередь длиннее — значит, там дают то, что нужнее всего или редко встречается.
Третий вариант — «феномен сноба»: вы покупаете то, чего не покупает никто.
Вы опять резко снижаете для себя издержки, потому что вам не надо преодолевать очереди, тратить время и прочие ресурсы. Но «феномен сноба» — это еще и способ выделения, как желтая кофта Маяковского или шарфик Пиотровского.
Таким образом, если вы не намерены становиться товароведом и заниматься длительным анализом рынка, ваша свобода воли при принятии потребительского решения состоит в том, что вы выбираете между этими тремя правилами…
И воля ваша — хотите ли вы демонстрировать свой достаток или снобизм, либо просто сделать так, как делают ваши коллеги, друзья и соседи.
В любом случае вы поступаете рационально — вы решаете задачку".
Если сказать точнее, вы не поступаете рационально, тут Александр Аузан изменил исходный смысл понятия "рациональный".
Вы поступаете не рационально, а используете алгоритм, который позволяет избежать сложных рассудочных операций и многофакторного анализа. Вы поступаете как обычный человек.
Узнали себя?
Journal information