
Путин выступил с Обращением президента по Крыму и Севастополю.
Перед депутатами Федерального собрания, руководителями регионов и представителями гражданского общества.
В нем он объяснил позицию президента по Крыму и попросил Федеральное собрание оформить принятие Крыма и Севастополя в состав РФ.
Вопрос - что дальше?
С одной стороны, мы имеем тревожный звоночек: "После революции большевики по разным соображениям, пусть Бог им будет судья, включили в состав Украинской союзной республики значительные территории исторического юга России. Это было сделано без учёта национального состава жителей, и сегодня это современный юго-восток Украины".
Это как бы намекает, что территориальные претензии исчерпаны не полностью.
И немного ниже: "Я обращаюсь и к народу Украины. Искренне хочу, чтобы вы нас поняли… Не верьте тем, кто пугает вас Россией, кричит о том, что за Крымом последуют другие регионы. Мы не хотим раздела Украины, нам этого не нужно". "…мы хотим, чтобы на землю Украины пришли мир и согласие, и вместе с другими странами готовы оказывать этому всемерное содействие и поддержку. Но повторю: только сами граждане Украины в состоянии навести порядок в собственном доме".
Похоже, что Украина без Крыма будет предоставлена своей собственной судьбе.
Мы, конечно, обязательно будем вмешиваться, но на уровне политики, помогая гражданам Украины "навести порядок в собственном доме". Вопрос о воссоединении с оставшимися в Украине частями исторической Новороссии уже не стоит.

А вообще Путин достаточно четко рассказал о своем отношении к ситуации. И о причинах, побудивших его предпринять присоединение Крыма к России.
Есть лирическая составляющая:
"Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире.
Сегодня, спустя уже много лет, я слышал, как крымчане, совсем недавно, говорят, что тогда, в 1991 году, их передали из рук в руки просто как мешок картошки. Трудно с этим не согласиться. Российское государство, что же оно? Ну что, Россия? Опустила голову и смирилась, проглотила эту обиду. Наша страна находилась тогда в таком тяжёлом состоянии, что просто не могла реально защитить свои интересы. Но люди не могли смириться с вопиющей исторической несправедливостью. Все эти годы и граждане, и многие общественные деятели неоднократно поднимали эту тему, говорили, что Крым – это исконно русская земля, а Севастополь – русский город. Да, всё это мы хорошо понимали, чувствовали и сердцем, и душой, но надо было исходить из сложившихся реалий и уже на новой базе строить добрососедские отношения с независимой Украиной".
Но главное - это, конечно, практическая часть:
Крым - "стратегическая территория", которую "в недалекой исторической перспективе" есть опасность вообще потерять.
Вступление Украины в НАТО означало бы, что "в городе русской воинской славы появился бы натовский флот, что возникла бы угроза для всего юга России – не какая-то эфемерная, совершенно конкретная". "…мы против того, чтобы военная организация хозяйничала возле нашего забора, рядом с нашим домом или на наших исторических территориях. Вы знаете, я просто не могу себе представить, что мы будем ездить в Севастополь в гости к натовским морякам".
Не будем. Крым теперь принадлежит России.
Я даже не представляю, что должно произойти, чтобы он вернулся в состав Украины.
Но это не снимает новый вопрос - что теперь делать с Украиной?
Как выстраивать с ней отношения?

Journal information