Валерий Савельев (vg_saveliev) wrote,
Валерий Савельев
vg_saveliev

Почему санкции могут принести пользу России?

26fe7b59e5006b9af805d1b44b91fbb5

Ответ простой: потому что время пришло.
Жизнь государств циклична, и эта цикличность сегодня за нас.
С этого года мы вступили в длительный период изменений деятельностной системы нашего социума.

Тут есть некоторая неопределенность.
Но вероятность того, что мы вдруг попытаемся начать строить новую военную империю и подчинять народы соседних стран силой оружия очень невелика.
Другой вариант, другая перспектива – только изменение торгово-экономической модели, переход от внешнеторговой экспансии к внутриторговой экономике.
Не потому, что мне этого хочется. Просто других вариантов быть не может.


До последнего времени Россия, как и СССР последних десятилетий, была ориентирована на внешнеторговую экспансию.
Наши товары известны – нефть, газ, лес, оружие, т.е. в основном сырье.
Товар у нас был, мы боролись за рынки, и довольно успешно.

Пока такая торговля давала доходы, и ей было куда расширяться, вопрос о смене способа зарабатывания денег не шел.
Правящая элита была довольна.
К тому же, она была занята другим - переделом собственности и распределением власти.

Кто-то решит – из-за своей антинародной сущности. Хотя на самом деле это не так.
Период развития был такой – реорганизация властно-политической системы.
Смысл этого реорганизации как раз и заключается в переделе власти, собственности и принципов их организации.

Когда президент Медведев попытался предложить стране программу «модернизация, диверсификация, инновации», я сразу писал, что это несвоевременно, и ни к чему не приведет.
Так и случилось, произошел фальстарт.

Да, теоретически стране нужно развивать внутренне производство, осваивать новые производственные технологии, наращивать выпуск современных товаров и т.д.
Но это в принципе.
Хорошо бы также научиться контролировать погоду.
Или покрыть страну сетью гладких шоссейных дорог.
Или повысить жизненный уровень и ликвидировать бедность.
И побороть коррупцию.
И обеспечить всех жильем.
И создать колонию на Луне.
И так далее, вы можете продолжить этот список до бесконечности.
Все проблемы окажутся острыми, требующими немедленного решения. Но большинство из них, скорее всего, так и не будет решаться.
Хотя все это реальные проблемы.
И теоретически всем им можно придумать решение.
Только кто этим будет заниматься?

Социальная практика строиться не только на хороших, правильных, добрых, честных, прогрессивных идеях.
Она требует, прежде всего, общественной силы, которая будет эту идею продвигать.
И тут благие намерения сталкиваются с прозой жизни.

Например, с такой: если у меня есть работающий бизнес, который обеспечивает меня необходимым и нуждается в своем развитие, то все свободные деньги я буду вкладывать в него.
Инвестиции во что-нибудь я буду делать только в следующих случаях:
1) у меня появились средства, в которых имеющийся бизнес уже не нуждается; тогда я начну поиск новых проектов, но, скорее всего, это будут проекты в смежных, понятных мне областях;
2) у меня появилась потребность, которую я не могу удовлетворить с помощью своего бизнеса и доходов с него.
Люди могут быть сколько угодно прогрессивны.
Только вот жизнь – штука консервативная и поступательная: ты не может решить новую проблему, не решив, или не отложив решение, старой.

В общем, социальное развитие имеет свою логику, и тут через ступеньки не перепрыгнешь.
Для того чтобы начать крупные реформы (а программа Медведева предполагала серьезные изменения), нужны были подходящие условия.
На момент объявления программы Медведева таких условий не было.
Теперь они появились.

Базовые вопросы власти и собственности более-менее решены (тут следует добавит, что они никогда не бывают решены окончательно. И даже не обязательно бывает найден наиболее оптимальный вариант. Но нельзя же бесконечно начинать все с начала, иногда ремонт надо просто прекратить и заняться другими делами).
Создана работоспособная властно-политическая система (если кто-то сомневается в ее работоспособности, вспомните рейтинг Путина и способность правящей группы контролировать политическое пространство, и успокойтесь).
Нужно переходить к решению других проблем.

Если вы заметили, Путин именно это и попытался сделать.
У него действительно есть проект в плоскости межгосударственных отношений – создание евразийского союза в противовес ЕС и США.
Им он и занялся.
Только вот проект это оказался абсолютно разрушительным для существующего положения вещей.
И приведет он к тому, что мы будем строить несколько иную страну.

Жить в системе военного и торгового мироустройства Запада и быть независимым от Запада нельзя.
Вывод – нужно изменить деятельностную систему России.

Любое государство (не как власть, а как союз граждан) существует для того, чтобы взаимодействовать с другими государствами.
Это – деятельностная сторона любого социума, основа основ, именно на этом фундаменте существуют социальные стены – идеология и социальная крыша – власть.

Если убрать из межгосударственных отношений лирику, то государства могут воевать или торговать.
То есть у взаимодействия государств два аспекта, две базовых плоскости – военная и торговая.

Россия после Второй мировой войны была построена так:
1) ядерные и неядерные военные силы обеспечивают военный паритет с Западом и полностью исключают военную угрозу со стороны других государств; однако этот партите нужно поддерживать, потому что в отсутствие военной угрозы мы принципиально не верим;
2) внешняя торговля с более продвинутым в хозяйственном отношении Западом позволяет получать средства, технологии для развития и просто товары для жизни граждан.

Поскольку Запад не очень хочет делиться рынками, которые нам были необходимы для наращивания торговли в соответствие с потребностями развития, мы вели с ним перманентную борьбу, в том числе военную, в третьих странах, в развивающемся мире.
Но однажды сначала СССР, а потом Россия попытались прекратить эту изнуряющую и никому не нужную борьбу и войти в мир-систему Запада.
С надеждой на то, что ему будет предложено достойное место.

Россия получила место - сырьевого придатка, еще она получила право участия в большой политике на правах младшего партнера Запада. Фактически без права самостоятельного голоса.
США правил миром, ЕС занимался поглощением европейских стран, а России было позволено при этом присутствовать.
Но не выступать!

В целом же все осталось как в период СССР, только несколько упростилось:
1) ядерный щит обеспечивает России защиту от военных угроз со стороны других государства, которые и не планируют нападать (они действительно не планируют, им не интересна война, им нужны рынки, а не территории);
2) внешняя торговля сырьем позволяет получать средства, технологии и товары для жизни.

Путин пытается укрепить позиции России, противопоставив Западу ЕАЭС. Это не только в пику Западу, это еще и закрепление себя на рынках соседних государств. И все это очень не нравится мир-системе Запада – рынки должны быть открыты, и никто не должен создавать новых торговых союзов поперек Западу.
Поэтому сама попытка что-то такое предпринять поместила нас в новую реальность.
Стало ясно, что Россия не может быть независимой в силу торговых связей, в систему которых она вплетена.
Это не плохие связи сами по себе, просто они ограничивают.

До тех пор, пока мы не побили наши тарелки, можно было вернуть все назад.
Сейчас это сделать затруднительно.
Парадокс, но затеяв свой интеграционный проект, который целиком лежит в русле предыдущей, внешнеторговой и военно-оборонительной парадигмы, Путин привел страну к ситуации, когда ей придется ради сохранения независимости и собственного лица сосредоточиться на внутренней работе – начать развивать собственное производство, собственные технологии, переориентировать инвестиции во внутренний рынок и замкнуться в себе.

Конечно, есть опасность того, что Путин механически попытается переключить страну с зависимости от торговли с Западом на зависимость от торговли с Востоком, прежде всего Китаем.
Но я надеюсь, что это не произойдет.

Собственно, нашим бизнесменам нужен только толчок.
Как только они научатся зарабатывать деньги на внутренней торговле, на внутреннем рынке России, на производстве товаров и услуг для внутреннего рынка, их больше не придется уговаривать – дальше все пойдет само собой.
Но вот перейти эту границу, переориентироваться с внешних рынков и заработков на внешней торговле, на внутренние, и заработки на торговле внутренней, власть должна помочь.

Сейчас это в ее интересах, она сама завела нас в режим санкций.
Обращаю внимания – санкций , не полной изоляции.
Это важный момент. Потому что экономика внутреннего рынка должна выстраиваться не вместо экономики внешнеторговой экспансии, а наряду с ней
А вот что это такое – экономика внутреннего рынка – мы все увидим довольно скоро.
Я думаю, нам понравится.

То есть власть сейчас – это та общественная сила, которая в первую очередь заинтересована в изменении существующей деятельностной системы.
А у нас в России до сих пор реальность проста – если власть чего-то действительно хочет, она этого добивается.

В этом смысле вопрос о том, как видит дальнейшее развитие страны Путин, важен как никогда.
Если он поддержит переориентацию бизнеса и всей страны на развитие производства для внутреннего рынка, то страна будет развиваться быстро и без серьезных внутриполитических конфликтов.
Если нет, если Путин встанет на пути реорганизации, то нас ждет эпоха потрясений.




Tags: Путин, внешнеторговая модель, внутриторговая модель, реформы, торгово-экономическая система
Subscribe
promo vg_saveliev январь 10, 2016 17:00 129
Buy for 30 tokens
Обоснование прогноза не дам, это уведет далеко в сторону. Просто изложу. С 2014 года Российское государство вступило в новый экономический (точнее, деятельностный) цикл. Он продлится с 2014 по 2098-2107 год. Первые 31 год этого периода займет реорганизация старой модели и переход к новой.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments